25 октября 2022, 14:49 25 октября 2022, 15:49 25 октября 2022, 16:49 25 октября 2022, 17:49 25 октября 2022, 18:49 25 октября 2022, 19:49 25 октября 2022, 20:49 25 октября 2022, 21:49 25 октября 2022, 22:49 25 октября 2022, 23:49 26 октября 2022, 00:49

Выставка "Александр Савинов. Миражи" спецпроект "Миражи. Саратовская школа"

  • Выставка "Александр Савинов. Миражи" спецпроект "Миражи. Саратовская школа"
Музей русского импрессионизма представляет персональную выставку Александра Савинова (1881–1942) – "умиротворенного Врубеля", как называли его современники, и яркого представителя Саратовской школы живописи наряду с Виктором Борисовым-Мусатовым, Кузьмой Петровым-Водкиным и Павлом Кузнецовым. Любовь к классическому наследию Италии, тесная связь с Саратовом и Волгой сплелись в узнаваемом стиле художника – мастера масштабных картин-панно.

Поверхность работ Александра Савинова напоминает ажурное полотно, наполненное призрачными силуэтами-миражами. Характерные для мастеров Саратовской школы черты преломляются сквозь призму классического искусства, с которым художник познакомился в Италии во время пенсионерской поездки в конце 1900-х годов.

Увлечение традицией монументальной росписи античности и Ренессанса нашло отражение в интересе Савинова к многофигурным крупноформатным картинам с проработанным рисунком и цветочными мотивами. Помимо классического наследия европейской культуры Александр Савинов был знаком с древнерусским искусством, впитал современные тенденции новой французской живописи. На их основе формируется авторский стиль, яркой иллюстрацией которого стали полотна "Купальщицы в апельсиновой и оливковой рощице" и "В парке культуры".

Важная часть жизни основателя артистической династии Савиновых связана с педагогической деятельностью. За четверть века художник воспитал плеяду живописцев, таких как Давид Загоскин, Евгений Чарушин и Вячеслав Пакулин. Кроме того, мастер принимал активное участие в эвакуации экспонатов Эрмитажа в 1941 году.

На выставке представлены работы, характеризующие разные периоды творчества Александра Савинова: от ученических экспериментов до зрелых произведений из фондов Государственного Русского музея, Государственной Третьяковской галереи, Саратовского художественного музея имени А. Н. Радищева и других музеев России, а также редкие произведения из частных собраний.

Посетители впервые увидят посмертный портрет Павла Харитоненко – мецената и промышленника, по заказу которого Савинов расписывал храм-музей Спаса Всемилостивейшего в имении Натальевка под Харьковом. К выставке отреставрированы "Балкон, увитый цветами. Рим" из собрания Волгоградского музея изобразительных искусств имени И. И. Машкова и "Портрет Надежды Неслуховской" из частной коллекции. Также при участии Фонда поддержки национальной премии "Гражданская инициатива" была восстановлена работа "Окно" из Курганского областного художественного музея.

В каталог выставки вошли статьи куратора Анастасии Винокуровой о творческом пути Александра Савинова, Ангелины Ступиной о феномене Саратовской школы и исследование историка искусства Ольги Юркиной, посвященное деятельности Павла Харитоненко в качестве мецената и коллекционера. Издание иллюстрировано редкими фотографиями из архивов наследников Александра Савинова, рассказывающими о творческом процессе и частной жизни художника.

Пространство дополняют тактильные копии картин, ставшие обязательной частью экспозиций Музея русского импрессионизма. Выставка сопровождается обширной просветительской программой для детей и взрослых.

СПЕЦПРОЕКТ "МИРАЖИ. САРАТОВСКАЯ ШКОЛА"

Спецпроект на третьем этаже музея раскрывает феномен Саратовской школы живописи, представители которой на рубеже XIX – XX веков пошли по особому пути и создали оригинальную художественную манеру: в противовес врубелевскому "демонизму" художники писали мир гармонии и покоя. В состав экспозиции вошли работы Виктора Борисова-Мусатова, Кузьмы Петрова-Водкина, Петра Уткина, Павла Кузнецова и Александра Карёва.

Для многих мастеров Саратовской школы город на Волге, где они получили первоначальное художественное образование, стал отправной точкой на профессиональном пути. А близость к речным просторам и бескрайним степям определила характерные черты их живописи: на картинах в серебристо-голубой гамме, словно миражи, появляются призрачные силуэты героев и предметов.

Одним из первых, кто размышлял об особенностях манеры живописцев и скульпторов Саратовского края, был Александр Савинов. Влияние Саратовской школы живописи выходит далеко за пределы региона. Развивая идеи символизма, художники организовывали выставки Голубой розы и Золотого руна, оказавшие колоссальное влияние на русскую культуру начала XX века.

Мир художников Саратовской школы представляют произведения из фондов Государственного музея изобразительного искусства Республики Татарстан, Воронежского областного художественного музея имени И. Н. Крамского, Саратовского художественного музея имени А. Н. Радищева и частных собраний.

Куратор выставки и спецпроекта – Анастасия Винокурова, ведущий специалист выставочного отдела Музея русского импрессионизма.

Место: Музей русского импрессионизма, Ленинградский пр-т., 15 строение 11.

Дата: 21 октября 2022 – 22 января 2023.

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация