Международный конкурс альтистов Юрия Башмета Viola Masters открылся в Москве
Международный конкурс альтистов Юрия Башмета "Виола Мастерс" открылся в Москве. За призовые места борются музыканты из шести стран. На прослушиваниях первого тура побывала Дженнет Арльт.
Илья Тарасенко сменил скрипку на альт сразу после поступления в консерваторию, услышав звучание этого инструмента в исполнении Юрия Башмета. Это уже 20-й по счету конкурс Ильи, сейчас он играет в симфоническом оркестре, преподает в Новосибирской консерватории и в специальной детской музыкальной школе. На конкурс альтистов в Москву приехал, потому что верит: нет пределов для профессионального развития.
"Иногда в концертной жизни надо сыграть, но так, чтобы до ноты проработать материал, это только к конкурсу получается", – говорит участник конкурса Илья Тарасенко.
Каждый раз для конкурса заказывается новое произведение — его, наряду с сочинениями Баха, участники исполняют в первом туре. В этом году пьесу написал Валерий Воронов – его "Артемида" для солирующего альта требует от конкурсантов и технических навыков, и вдумчивого погружения в материал.
"Требования к конкурсной пьесе, это чтобы она максимально показывала возможности инструмента, была одновременно и виртуозной, и так, чтобы человек не потратил на нее огромное количество времени, и одновременно показал себя со стороны артистической", – поясняет член жюри, композитор Валерий Воронов.
Оценивать участников будет международное жюри во главе с Юрием Башметом. Композитор Александр Чайковский рассчитывает найти среди молодых музыкантов сильных солистов – для альта сейчас пишется много новой музыки.
"Альт стал более распространённым и привычным в концертной жизни. Как профессор консерватории я знаю, что студенты постоянно обращаются к альту, или альт с чем-то. По крайней мере когда я учился, ничего подобного не было", – делится член жюри, композитор, профессор Московской консерватории им. Чайковского, народный артист России Александр Чайковский.
Критерии у каждого из членов жюри свои: для одних важна виртуозность, для других – артистичность. Даже в таком базовом понятии, как ритм, можно найти причины для музыкальных разногласий.
"Ритм – это уже большой вопрос, потому что в музыке Баха есть такие направления, в которых позволяется такая свобода импровизационная, которая работает против понятия ритм, поэтому если рядом сидит член жюри, который весь находится в этом мире, а я в другом, то мы начнем спорить", – рассказывает председатель жюри и основатель конкурса, народный артист России Юрий Башмет.
Впереди у участников — ещё два тура и финальный гала-концерт. Итоги конкурса подведут через неделю.