Картинка

Иван Янковский

ДАТА РОЖДЕНИЯ: 30.10.1990
МЕСТО РОЖДЕНИЯ: Москва

Смотрим

В подкастах

В видео

В aудио

Биография

Иван Янковский – потомственный актер, продолжатель знаменитой династии. Его звездных предков знают все поколения российских зрителей. Дед Ивана по отцовской линии, Олег Янковский, - известнейший актер театра и кино, служивший в легендарном "Ленкоме" и создавший на экране больше сотни ярких образов. Бабушка – Людмила Зорина – заслуженная артистка России, работала с мужем в одном театре.

Не менее талантливы и родители Вани. Папа, Филипп Янковский, - популярный актер, является еще и самобытным режиссером. А мама, Оксана Фандера, - также известная киноактриса, любимица зрителей. У Ивана есть младшая сестра Елизавета, которая, в свою очередь, не стала исключением из правила, пошла по стопам родителей.

Мальчик рос в окружении творческой интеллигенции и получал соответствующее воспитание. Вне искусства он не представлял своего будущего, хотя школьником, как и многие подростки, мечтал о космосе: "Я хотел быть летчиком, космонавтом, мне нравилось неизведанное. Уже в 15-16 лет я, читая газеты, все время удивлялся, почему в них про космос не пишут. Я хотел заниматься этим, чтобы было о чем рассказать людям. А потом все так плавно перетекло, и я понял, что очень люблю кино. Мне всегда было интересно разное кино, и американское независимое кино в том числе".

После восьмого класса родители перевели сына из общеобразовательной в Московскую международную киношколу, о которой он рассказывает: "Она только называется киношколой. На самом деле суть этого заведения заключается в том, чтобы ребенок в раннем возрасте учился понимать, что такое жизнь. В школу нужно было поступать как в институт: выучить отрывки басен и стихов и сдавать экзамен.

Я с этой школой много что прошел: был на Соловецких островах, в экспедиции в Армении и Турции, в Южной Африке - там мы снимали документальное кино про детей. Все эти мероприятия были нацелены, прежде всего, на то, чтобы понять, что это значит лично для тебя. Школа все время создавала такие условия, в которых ты должен был определить для себя какие-то ценности. Куда бы ты ни отправлялся, что бы ни делал, ты должен был всегда ответить себе на вопрос: зачем тебе это все. Эта школа привела мне мозги в порядок".

Высшее театральное образование Иван получил в ГИТИСе. Янковский-младший хотел специализироваться на режиссуре, так как считал, что создавать картины интереснее, чем играть в них. Но по совету матери выбрал актерско-режиссерский факультет и попал в мастерскую Сергея Женовача. Среди его дипломных работ: Леандр - в пьесе Ж. Мольера "Скапен" в постановке Владимира Смирнова, Погодин – в спектакле Егора Равинского "А.П. Чехов. Избранное", участие в пьесе Веры Камышниковой "Невозможное" по рассказам А. П. Платонова "Счастье вблизи человека" и "Невозможное".

Театр

В 2013 году, окончив РАТИ, начинающий актер был принят в труппу "Студии театрального искусства" под руководством своего институтского наставника Сергея Женовача.

Здесь ему сразу предложили главные роли. В "Записках покойника", созданных по М. Булгакову, артист сыграл начинающего литератора Максудова Сергея Леонтьевича, через сны и кошмары которого зритель погружается в таинственный и загадочный мир театральной драматургии.

Режиссер Сергей Женовач поясняет: "Это не обычная инсценировка "Театрального романа". В основе нашего спектакля лежит природа чувств сновидений, и главное — трагикомическое восприятие мира. Нам хотелось сосредоточиться на взаимоотношениях автора и его героев, автора и театра, драматурга и режиссера. Было важно дать понять, какой это болезненный и неразрешимый конфликт: между тем, что автору хочется сделать, и тем, что получается в итоге. Как много теряет замысел автора в результате этого конфликта. Иногда самое главное - то, ради чего все затевалось".

Еще одна интересная работа актера - роль Олега Леонидовича в постановке по пьесе Николая Эрдмана "Самоубийца". Спектакль стал номинантом национальной театральной премии "Золотая Маска". Бессменный руководитель СТИ рассказал о проекте: "Наш спектакль - это высказывание о том, что происходит сейчас с людьми, поразмышлять о сегодняшнем "маленьком человеке". Мысль главного героя Подсекальникова о том, что "жить хочется", на работу ходить хочется, любить хочется, кому-то может показаться обывательской, но для нас она важна".

В 2016 году Сергей Женовач снова вернулся к творчеству Михаила Булгакова. На этот раз он взялся за нетленное произведение  - "Мастер и Маргарита", где Иван Янковский перевоплощается в своего тезку. Актер делится: "Я играю Ивана Бездомного - человека, который пришел к вере. Был безбожником, пишущим антирелигиозные поэмки, и хотел вроде бы только дурной славы - она его устраивала поначалу. А потом все вылилось в то, что он остался единственным героем из всего романа, который начал действительно заниматься Понтием Пилатом. Его жизнь обрела смысл после встречи с Воландом, он поменял ее".

Кинематограф

Несмотря на свой юный возраст, Иван Янковский имеет богатый опыт работы в кадре. По примеру отца, дебютировавшего в кино в раннем детстве, он сыграл свою первую роль в десять лет. Это был Ангел в известном фильме Михаила Аграновича и Олега Янковского "Приходи на меня посмотреть" по мотивам пьесы Надежды Птушкиной "Пока она умирала". Картина оказалась единственной, где Ваня играл вместе со своим знаменитым дедом и под его руководством.   

"Индиго"  

О себе как об актере Иван Янковский впервые громко заявил в 2008 году, сыграв Андрея в приключенческом триллере Романа Прыгунова "Индиго". Его герой - подросток со сверхспособностями.

Компания обычных с виду молодых людей скрывается от посторонних глаз на крыше московской многоэтажки. Искать уединения и держаться вместе их заставляет избранность. Они – Индиго, люди будущего. Чувствуют опасность, понимают язык животных, читают мысли и помнят свои прошлые жизни. Их уникальность пугает одних и восхищает других.

О том, что привлекло Ивана в сценарии ленты, он рассказывает: "Мне очень понравился сценарий фильма. Меня заинтересовала эта история о молодых ребятах. Они ведь примерно моего возраста и живут такой же обычной городской жизнью. Они дружат, переживают первую любовь, увлекаются скейтом. Но в эту обычность добавлено несколько ярких элементов: во-первых, это их удивительные способности, а во-вторых, маньяк, который охотится за ребятами. Я решился сыграть эту роль, потому что мне было интересно стать мальчиком с необычными способностями. Мой герой, Андрей, умеет предвидеть события".

По окончании ГИТИСа актер снялся у Михаила Местецкого в трагикомедии "Тряпичный союз" о безбашенных подростках-мечтателях, верящих в то, что они изменят весь мир. Герой, которого представил актер, оказался ему очень близок: "Во мне есть такое - собрать всех, а потом вдруг сказать: "Все, отмена, ничего не будет". Этот персонаж не сказать что ветреный - он идейный, всех собирает и ведет за собой, но когда он понимает, что все это не имеет смысла и что лучше в институт поступать, он решает: "Давайте все отменим". Мне также близко самобичевание и самокопание, которое ему свойственно".

"Без границ"  

В 2015 году артист принял участие в комедийной мелодраме "Без границ", снятой содружеством режиссеров - Романом Прыгуновым, Кареном Оганесяном и Резо Гигинеишвили. Фильм о настоящей любви: яркой и страстной, зрелой и беспощадной, наивной и нелепой, счастливой и не очень. Истории героев сплетаются в одну большую романтическую комедию о том, что настоящая любовь не знает ни границ, ни законов, ни национальностей. В ленте снялись такие знаменитости, как: Инна Чурикова, Олег Басилашвили, Александр Адабашьян. А дуэт актеру составила молодая, талантливая артистка Анна Чиповская.

Иван попал на съемки картины благодаря Резо Гигинеишвили. "Резо пригласил на пробы, рассказал про историю, я заинтересовался, - уточняет актер. - Показалась очень интересной идея слетать в Ереван, в Армению. Кроме того, там и партнерша была замечательная - Аня была в проекте изначально, по-моему. В общем, загорелся, попробовался, и все сложилось. Это история достаточно простая, легкая, душевная. Мой персонаж – обаятельный, чувственный придурок. Ну, местами обаятельный. А всякие его неприятные проявления - они, на мой взгляд, не должны вызывать отторжения. Такое у каждого может случиться. "Без границ" - собирательный фильм, в нем много персонажей, каждый может себя узнать".

В 2016 году актер получил главные роли сразу в трех крупных разножанровых проектах: боевике Эмилиса Веливиса "Ночные стражи", мелодраме Надежды Витальской "Источник" и детективе Павла Лунгина "Дама Пик".

"Источник"  

Жанр картины сами создатели определяют как "современная легенда". Герой Ивана Янковского – его тезка, житель мегаполиса, который благодаря старшему брату, владельцу большой строительной компании, может безбедно существовать и прожигать жизнь. Судьба сталкивает его с Аленой - девушкой, живущей в лесу, в гармонии с собой и природой, не тронутой цивилизацией.

Алену сыграла Валентина Колева, а также в ленте снялись: Роза Хайруллина, Александр Рапопорт, Павел Делонг.

"Фильм возник в моей жизни неожиданно, - признается актер, - как раз в тот момент, когда у меня были такие же мысли, что и у моего персонажа - тоже Ивана. Я не очень понимал, чем хочу заниматься, что действительно в жизни важно. И появился "Источник", который, как мне кажется, помог, да еще и одухотворил".

"Мы старались показать закрытого человека, который живет в темном мире, ездит с водителем, смотрит на все через очки, и уже абсолютно не чувствует настоящую жизнь. Иван закрылся после того, как расстался с любимой девушкой Аленой, и на него давят. Вроде бы он стал заниматься делами, которые они договорились делать с братом. Но через отстраненность и холодность, очки и офисный кабинет мы пытались донести, что он занимается тем, чем якобы должен, но при этом чувства и сердце его совершенно в другом месте, - уточнил артист.

"Дама Пик"  

В экранизации Павлом Лунгиным пушкинской "Пиковой дамы" Иван Янковский сыграл оперного певца Андрея, страстно мечтающего получить роль Германа в постановке Чайковского. Юноша начинает вести борьбу за работу мечты, которая в итоге сведет его с ума.  

Актер приоткрывает завесу создания фильма: "Павел Семенович много лет писал этот сложный сценарий. Действие картины перенесено в наше время. И мой герой пробует жизнь на вкус во всех ее проявлениях - выступает в Большом театре, рвется спеть главную партию в постановке легендарной оперной дивы Софии Майер (Ксения Раппопорт), играет в казино, взаимодействует с кавказскими борцами. Он - везде, где есть возможность реализовать себя".

Картину отличает не только интересный сюжет и самобытное режиссерское прочтение классики. Павел Лунгин вынес на экран эротические сцены, сыгранные юным Янковским и 42-летней Ксенией Раппопорт, в которых актер предстает полностью обнаженным.  

О проекте и своей работе в нем артист рассказывает: "В нашем сценарии есть такая мысль: человек жив, пока он находится на острие жизни и ощущает кошмар происходящего с ним. Ты не ты, когда ты не в огне! Нормальный человек отказался бы от такой жизни. Но мой герой готов пойти на все, чтобы доказать окружающим свое право на успех. А что касается близости сценария к литературному источнику, то переклички с "Пиковой дамой" Пушкина присутствуют. Но нельзя сказать, что мы снимаем по фабуле пушкинского сюжета. Павел Семенович придумал отдельную реальность, вольнодышащее произведение, в котором мы существуем.

Оперный блок - это один из самых запоминающихся моментов. Мы с коллегами занимались в Большом театре вокалом с Дмитрием Юрьевичем Вдовиным (профессор Академии хорового искусства). Нас учили тянуть гласные звуки и обязательно акцентировать согласные. Было очень интересно. Мы ждали этих репетиций, съемки. Пытались совместить оперу и кино. Занимались хореографией со знаменитой Аллой Сигаловой".

"Для начинающего артиста работа с режиссером такого масштаба - колоссальный опыт, - подчеркивает Иван. - Он очень чуткий художник и прекрасно чувствует актеров и тему, которую хочет донести до зрителя и артистов на площадке. Когда мы снимали первый блок сцен, я вдруг понял: эта история про меня! Как будто написана про мою жизнь. Не дословно про Ивана Янковского, конечно, но очень близко мне по духу - я на интуитивном уровне понимаю, что и как надо сыграть. У Павла Семеновича работа строится, в первую очередь, от сердца и души, а не от мыслей и идей".

"Ночные стражи"  

В новом фильме Эмилиса Веливиса "Ночные стражи" (рабочее название "Крылья") о борьбе с потусторонним миром, представленным оборотнями и ведьмами, главные роли сыграли: Иван Янковский, Леонид Ярмольник, Любовь Аксенова, Сабина Ахмедова, Михаил Евланов. В одном из интервью актер поведал, чем его заинтересовала эта работа: "Прежде всего, новый жанр. За свою короткую карьеру я не пробовал себя в экшн-фэнтези, а после "Дамы пик" Павла Семеновича Лунгина, где абсолютно другая структура построения фильма, кардинально отличающаяся роль и жанр, мне было интересно взяться за "Крылья". К тому же, это мечта любого парня - очутиться в картине, где ты спасаешь мир!

Мы, на самом деле, снимаем comic book movie, это то, на чем выросло мое поколение, которое смотрело зарубежные фильмы про вроде бы простых парней, которые по ходу сюжета превращаются в настоящих героев. И в этом "Крылья" в чем-то с ними схожи – наше кино тоже про становление героя. Вообще, супергероические фильмы сильных режиссеров, например, Кристофера Нолана, всегда тем хороши и заразительны, что ты ставишь себя на место главного персонажа, и это доставляет некую радость. И я, конечно, хотел попробовать свои силы в чем-то подобном, где есть и экшн, и юмор, и история, и режиссер с западным, европейским мышлением. Так сложилось, что в "Крыльях" все это присутствует".

Для создания образа своего героя - курьера службы экспресс-доставки, который ведет борьбу с вампирами, - Иван освоил несколько сложных трюков.

"Я занимаюсь спортом и боевыми искусствами, поэтому физически готовиться к роли особенно не потребовалось, - рассказал актер. - На картине у меня был дублер, но я всегда прошу разрешения самому и падать, и прыгать, и драться. Но какие-то вещи все же передавали профессионалам - это касается полетов  на тросах, сильных ударов о стены. Хотя мне, конечно, хотелось бы быть, как Том Круз, который и на самолете летает, и на небоскребы взбирается. Но драки, бои и падения я делал сам".

Всего на счету молодого актера около десятка ведущих ролей в полнометражных фильмах.

Личная жизнь

К личной жизни отпрыска известной актерской династии всегда существовал особый интерес. Многие СМИ включали Ивана в список самых завидных женихов. О его романтических отношениях с дочерьми знаменитостей и партнершами по съемочной площадке ходили разные слухи.

Писали о романах актера: с Камиллой, чей папа - известный российский бизнесмен Руслан Байсаров; с однокашницей Верой Панфиловой – дочерью популярного рок-музыканта Константина Кинчева. Также приписывали связь с артисткой Анной Чиповской, но эти предположения актер опроверг, заявив, что они просто друзья и коллеги.

Сам Иван предпочитает не распространяться о своих сердечных делах. Достоверно известно только то, что в настоящее время актер узами брака ни с кем не связан.

Интервью

О семье

"Я благодарен судьбе, за то, что родился в такой семье. Всегда можно обсудить любой рабочий момент с папой или мамой. Ясно, что за столом мы всегда найдем, о чем поговорить, кроме съемок. Но обсудить профессию, посоветоваться и поучиться в особенном смысле приятно - мы ведь семья Янковских".

"Конечно, сейчас такое время, если бы Олег Иванович был рядом, то было бы намного больше тем для обсуждения и поводов для разговоров - о жизни ли, профессии. Те моменты, которые были, я их улавливал, но все-таки не в сознательном возрасте. Но главное, что помню, - то сокровенное молчание, что между нами возникало, и в котором было заложено многое".

Об актерской профессии

"Я как-то раз прочитал, что профессия артиста - это такое восхождение по горе, у которой нет вершины. Если ты в какой-то момент понял, что ты все можешь, то ты остановился в развитии как артист. Актерское дело - это такое бездонье, где ты всегда можешь открыть для себя что-то новое. Нужно стараться развиваться".

"Для меня это всегда была одна профессия, я никогда не делил ее для себя на "актер кино" и "актер театра". Скорее всего, между двумя этими видами искусства разница существует, но для меня в этом не было ничего неожиданного и нового. Все всегда зависит от истории, которую предлагают, и от людей, вовлеченных в эту историю. Если она заинтересовывает, если за нее хочется браться - тогда все идет туда, куда нужно. А когда личной вовлеченности и заинтересованности в материале нет, тогда… работа находит другого человека, которому она интереснее и нужнее".

"Вообще мне по душе, когда тема проекта, независимо кино это или театр, касается отношений человека с Богом. Меня это привлекает, потому что задаюсь такими вопросами - почему я здесь, для чего, какова моя цель? Поэтому за проекты с обозначенной темой пытаюсь ухватиться и через историю героя разобраться в том, что важно для меня".

"По поводу комедии - боюсь, что это - не мой жанр. Постепенно в профессии пробуешь себя в разных жанрах, хочется поиграть и в "экшен", и в триллере. Но талантливую комедию тяжело найти. В советское время было смешно от того, что комедии были теплыми, ироничными, похожими на жизнь. Такого пока у нас, к сожалению, нет. Все всегда зависит от конкретного материала, но пока я с современной комедией на "вы"".

О себе

"Недавно открыл для себя новый вид спорта, которым мне интересно заниматься - бокс. Я от себя вообще такого не ожидал. Я был достаточно спортивен и до бокса, с детства я и плавал, и прыгал, и большим теннисом занимался, и футболом, и баскетболом. А бокс появился в моей жизни примерно год назад, и когда я стал им заниматься, понял, что с его помощью смогу развивать и познавать свое тело. Мне это полезно как артисту".

Оксана Фандера о сыне

Сама Фандера утверждает, что сын напоминает ей Олега Янковского: "Они похожи друг на друга - выражения, глаза, руки, взгляды, позы. Бывает, у Вани вдруг, как сквозь асфальт, прорывается что-то дедушкино — просто мистика какая-то, до слез!"

Леонид Ярмольник об актере

"Для меня счастье - работать с Ваней. Олег Иванович был одним из самых удивительных и близких мне людей. Мы плотно общались очень много лет. Бывает, что дети похожи на отцов: как Ваня Макаревич похож на Андрея. Но не так! Этот похож настолько, что оторопь берет. Он так же говорит, так же пристраивается к разговору, так же переставляет ноги, так же шутит, делает такие же паузы, как дед. Это не дежавю. Это будто реинкарнация, и я оказался в детстве Олега Ивановича Янковского, где мы снимаемся с ним в кино. Но самое главное, что осталось Ване от деда и отца - талант".

По материалам Википедии и сайтов: rusactors.ru, kinopoisk.ru, 24smi.org, ruskino.ru, lady.mail.ru, kino-teatr.ru, life.ru, ryazan.kp.ru, interviewrussia.ru, kinospace.ru, filmz.ru, fb.ru, rg.ru, tass.ru, sti.ru, peoples.ru

Призы и награды:

  • XIX театральная премия газеты "Московский комсомолец" в номинации "Начинающие" за "Лучшую мужскую роль" в спектакле  Сергея Женовача "Записки покойника" (2014)
  • Приз за "Лучшую мужскую роль" (совместно с Василием Буткевичем, Александром Палем и Павлом Чинаревым) в фильме "Тряпичный союз" (реж. Михаил Местецкий) на XXVI Открытом Российском кинофестивале "Кинотавр" (2015)
  • Премия "Золотой орел" в номинации "Лучшая мужская роль в кино" за фильм "Дама пик" (2017)
  • Премия "Золотой орел" в номинации "Лучшая мужская роль второго плана" за фильм "Текст" (2020)
  • Премия "Золотой орел" в номинации "Лучшая мужская роль второго плана" за фильм "Огонь" (2022)
  • Премия "Золотой орел" в номинации "Лучшая мужская роль в кино" за фильм "Чемпион мира" (2023)
  • Премия "Золотой орел" в номинации "Лучшая мужская роль в онлайн-сериале" за сериал "Фишер" (2024)

Фильмография: Актер

  • Плейлист волонтера (2023)
  • Ветер (2023)
  • Домашнее поле (2022)
  • Фишер (2022)
  • Союз спасения. Время гнева (2022)
  • Плакать нельзя (2022)
  • Чемпион мира (2021)
  • Икария (2017)
  • Дама пик (2016) 
  • Источник (2016)  
  • Ночные стражи (2016)   
  • Без границ (2015)
  • Тряпичный союз (2014)
  • Индиго (2008)
  • Приходи на меня посмотреть (2000)

Кадры

Авто-геолокация