В Мультимедиа Арт Музее открылась выставка, посвященная писателю Сергею Третьякову

17 ноября 2017 10:35
Писатель, поэт, драматург, сценарист, переводчик, теоретик литературы факта, он сотрудничал с Маяковским, Мейерхольдом, Эйзенштейном, Родченко и Брехтом.

В Мультимедиа Арт Музее открылась выставка, которая знакомит зрителей с творчеством одного из самых заметных деятелей культурной жизни 20-х-30-х годов, Сергея Третьякова. Писатель, поэт, драматург, сценарист, переводчик, теоретик литературы факта, он сотрудничал с Маяковским, Мейерхольдом, Эйзенштейном, Родченко и Брехтом. Подробности - у Алии Шарифуллиной.

"В университете жил сурком, ничего не видя, писал стихи, откладывая их пудами, как морское дно из ракушек…", - вспоминал Сергей Третьяков. За три года он написал около двух тысяч стихотворений. Все их уничтожил в 1913 году, столкнувшись с футуризмом. "Услышав Маяковского, я был расплющен… И поставил стих на голову", - писал Третьяков.

А его самого с тех пор поставили в ряд ведущих поэтов эпохи - вместе с Асеевым, Хлебниковым, Пастернаком, Маяковским… "Левей Лефа!", гласит одна из афиш, представленных на выставке. Вместе с Маяковским Третьяков стал участником Левого фронта искусств.

"Сергей Третьяков был идеологом литературы факта. Факт был для него значительнее любого художественного вымысла, любой красиво сложенной строки", - отметил директор Музея Маяковского Алексей Лобов.

"Есть факт - эффект и факт - дефект", - утверждал Третьяков. Для него слово - это "оружие", пример, агитация, пропаганда. Увлекшись театром, свои идеи развивает там. Придумывает "речьмонтаж" - кардинальную переработку классического произведения.

В этой книге Островского - "На всякого мудреца довольно простоты" - его правки карандашом. Сергей Третьяков превратил действующих лиц в клоунов, акробатов, в которых угадывалась карикатура на современных политических деятелей. В постановке Эйзенштейна - это карнавальная буффонада с цирковыми фокусами.

Другой аттракцион Третьяков придумал для Мейерхольда, в пьесе "Земля дыбом". "Ввел в действие лозунги, которые проецировались на стену специальной киноустановкой. Была постановка на Воробевых горах, принимали участие военные, была полевая кухня, настоящие автомобили, пулеметы. Даже сохранилось письмо Третьякова к Троцкому, где он просит выделить гранаты, ружья, воинские части", - рассказал куратор выставки Дмитрий Карпов.

Он был одним из родоначальников и документального театра. Основой пьесы "Противогазы", например, послужила газетная заметка, описывающая аварию на одном из газовых заводов. Показы спектакля проходили в цехах работающего предприятия на фоне промышленного оборудования.

Такой подход к театру вдохновил Бертольда Брехта. "Прямое обращение к публике, эмоциональное воздействие на публику впротивовес к классическому театру. Это был их общий подход. Третьяков один из первых стал переводчиком Брехта, и хотел ставить его пьесу", - объяснил Дмитрий Карпов.

Нельзя отделить себя от объекта труда, нужно быть участником процесса - одно из правил Сергея Третьякова. Он выезжал на промышленные стройки, фиксировал работу колхозов, быт и досуг людей труда. Его "Искусство репортажа" изучали в Европе и Азии. В 25-м году Третьяков стал председателем худсовета первой госкинофабрики, где в это время проходили съемки "Броненосца Потемкина". В 37-м он был арестован как японский шпион и расстрелян. Брехт, узнав о его гибели, написал стихотворение "Мой учитель Третьяков".

Новости культуры