Третьяковская галерея и Еврейский музей представили выставку работ Эль Лисицкого
Он был художником больших социальных эмоций – такое, в принципе, могло быть сказано о любом из русских и советских авангардистов, художников или поэтов, но было сказано только об одном из них – о Лазаре Лисицком, Эль Лисицком. О художнике, архитекторе, инженере, который объявил в соответствующий момент истории о том, что "новая книга требует новых писателей. Чернильница и гусиные перья мертвы".
Государственная Третьяковская галерея и Еврейский музей представляют совместную, размещённую по двум адресам экспозицию работ Лисицкого, представляют обе его ипостаси: выдающегося еврейского художника и великого авангардиста. Энергичного и вездесущего, который в каждой из областей искусства переосмысливал старое, утверждал новое, с виду утопичное, но это только с виду, и только по тем временам. Репортаж Антона Николаева.
Вот как могло бы выглядеть Бульварное кольцо Москвы, если бы Эль Лисицкий воплотил свои замыслы. Восемь горизонтальных небоскребов, в которых должны были разместиться советские министерства. Но небоскребы так и остались на бумаге - в новой Третьяковке можно увидеть эскизы этих зданий. Еще одна утопия Лисицкого - фигурины. Эти танцующие человечки должны были, по мысли художника, заменить актеров в спектакле "Победа над солнцем". Футуристическая опера Михаила Матюшина и Алексея Кручёных не была поставлена. Единственное свидетельство о ней - две папки с эскизами фигуринов, которые выставляются в Еврейском музее и центре толерантности.
А начиналось все с проунов. Третьяковка впервые показывает живописные проуны Лисицкого. Этот термин художник придумал в 19-м году. Расшифровывается - проект утверждения нового. Цветные динамичные конструкции из линий и геометрических объектов художник считал "пересадочной станцией из живописи в архитектуру". В Москву привезли 6 картин - из Парижа, Базеля, Амстердама, Баку.
В российских собраниях ни одного живописного проуна нет, посетовала на открытии выставки гендиректор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова. Художник много и плодотворно работал на Западе, поэтому львиная часть его художественного наследия сегодня там. В СССР творчество Лисицкого долгое время было под запретом, его первая выставка состоялась в начале 80-х. Тогда советские зрители впервые познакомились с искусством русского авангарда.
Эль Лисицкий был одной из ключевых фигур русского авангарда, но вот что интересно - сам он стал авангардистом под влиянием других. В Еврейском музее можно увидеть то, с чего начинал художник - иллюстрации к книгам на идише, которые в 1915 впервые было разрешено издавать в Российской империи. Это рисунки художника с сказкам Киплинга. В 20-е годы Эль Лисицкий оказал влияние на все виды искусства: театр, полиграфию, фотографию (вот, кстати, его автопортрет), рекламу, живопись, архитектуру.
Его революционные идеи оказались востребованы временем. На короткий период ему был предоставлен карт-бланш в искусстве. Но это время очень быстро закончилось. Уже к концу 30-х авангардные идеи окончательно уступили место победившему социалистическому реализму.