В Царицыне посвятили выставку Ивану Билибину

16 мая 2017 10:49
Художник, известный, прежде всего, как иллюстратор, здесь представлен мастером пейзажа, а также автором декораций и костюмов к спектаклям.

«Иван Билибин. Процветшее древо» Выставка с таким названием открылась в Большом дворце усадьбы «Царицыно». Художник, известный, прежде всего, как иллюстратор, здесь представлен мастером пейзажа, а также автором декораций и костюмов к спектаклям. Репортаж Юлии Кундрюковой.

«Если бы у Микеланджело был фотоаппарат, он наверняка спал бы с ним в обнимку», - так говорил Иван Билибин, когда узнал что такое фотография. Снимал он практически всё, но, в основном, пейзажи. Кстати, некоторые из них потом стали картинами.

Живописная игра света и тени на билибинских акварельных пейзажах – совсем не похожа на такие знакомые с детства иллюстрации к сказкам. На них – никакого объема, только плоские изображения и яркие краски. «Иван – железная рука» - так называли его за четкость контуров и графичность. Чтобы лучше узнать свою культуру, художник отправляется в экспедицию на Русский Север, где собрал коллекцию национальных костюмов. В экспозиции представлена коротёна предположительно XIX века, потом она стала частью костюма ткачихи на эскизе для оперы «Сказка о царе Салтане».

«В свои петербуржские годы, затем, когда он жил в Египте, и, конечно же, в свой самый плодотворный, яркий, многоцветный период жизни в Париже Иван Билибин очень много работал для театра, - рассказывает координатор выставочного проекта ГМЗ «Царицыно» Дарья Колпашникова. - Причем, все свои впечатления, которые он получал в течение своей жизни, он вплетал в свои образы, в театральные декорации».

Восточные мотивы появляются у Билибина, когда вместе с другими русскими беженцами он уплывает от революции на пароходе и оказывается в Египте. В Каире сразу же снимает мастерскую и начинает работать, чтобы выжить. Одна из первых работ на новом месте – оформление упаковки египетского табака. Потом будут серьезные заказы – роспись богатых домов. И все это время Билибин впитывает новую для себя культуру.

«Он писал о том, что это все равно, как будто ожившие сказки тысячи и одной ночи, он не верил то, что это вообще возможно. Но он сразу ухватил суть этой культуры. И с удовольствием посещал музеи, путешествовал», - рассказывает старший научный сотрудник отдела фондов музейного агентства Ленинградской области, куратор выставки Вера Андроханова.

Переехав во Францию, Билибин становится чуть ли не послом русской культуры. Он иллюстрирует книгу «Сказки русской избы», тиражи которой разлетаются, как горячие пирожки. Для журнала «Ларусс» рисует персонажей славянской мифологии. Последние годы жизни Билибин провел на родине. Когда началась война, первую же зиму в блокадном Ленинграде он пережить не смог. На одной из последних его работ рыцари с красным флагом сражаются против черных рыцарей со свастикой. В самом начале, когда кольцо блокады еще не замкнулось, ему предложили покинуть город, но Билибин ответил как настоящий былинный герой: «Из осажденной крепости не бегут, её защищают».

Новости культуры