Кинооператор Михаил Агранович отмечает сегодня 70-летие

08 сентября 2016 11:23
В фильмографии легендарного кинооператора - более 30 лент, и каждая – событие. Он работал с Тенгизом Абуладзе, Михаилом Швейцером, Глебом Панфиловым. Агранович, говорят коллеги по цеху, не просто создаёт визуальный ряд. Он передаёт на экране дух времени.

Михаил Агранович отмечает сегодня 70-летие. В фильмографии легендарного кинооператора - более 30 лент, и каждая – событие. Он работал с Тенгизом Абуладзе, Михаилом Швейцером, Глебом Панфиловым. Агранович, говорят коллеги по цеху, не просто создаёт визуальный ряд. Он передаёт на экране дух времени. 

На размышления о круглой дате и анализ прожитых лет времени у юбиляра практически нет. Михаил Агранович в постоянном движении - во ВГИКе, где он заведует кафедрой кинооператорского мастерства, начался новый учебный год. После консультации в одном из съёмочных павильонов вуза - сразу на зачёт.

Студенты про него говорят: лёгкий в общении, добрый, но строгий. Небрежности не любит, ошибки тщательно разбирает и помогает исправлять.

«Ответственная штука очень. Приходят ребята, которые очень на тебя рассчитывают, надеются что ты им поможешь стать мастером и научишь этой профессии. Иногда я от этой профессии получаю удовольствие, чаще меня мучает совесть за то, что я недодаю ребятам чего-то», - признается Михаил Агранович.

Агранович преподаёт во ВГИКе 11 лет, снимает кино – 40. Стать оператором решил ещё во втором классе, точнее, за него решили его родители. Купили фотоаппарат, сын увлёкся. Изучил и полюбил изобразительное искусство, вдохновлялся французскими импрессионистами и российскими мастерами – Павлом Федотовым и Леонидом Соломаткиным. К их наследию не раз обращался, готовясь к экранизациям русской классики. А их в фильмографии Аграновича больше всего. Поэтому фильм Тенгиза Абуладзе «Покаяние» стал для него вызовом. Режиссёр поставил перед оператором совсем другие задачи.

«Он мне сказал: «Ты забудь свой реализм, я из тебя весь этот ползучий мосфильмовский формализм вышибу!» Условия были такими: острая форма, никаких реализмов и, оказалось, что это даже легче, но нужно просто освободиться понять, что от тебя хотят, и ты начинаешь придумывать», - объясняет кинооператор, заслуженный деятель искусств Михаил Агранович.

Одним из главных своих учителей Михаил Агранович называет Михаила Швейцера - у них три совместные работы - «Смешные люди», «Маленькие трагедии», «Крейцерова соната». Три картины связывают Аграновича и с Глебом Панфиловым – «Мать», «Романовы. Венценосная семья» и телесериал « В круге первом». Однажды кинооператор и сам занял режиссёрское кресло – в 2000-м, вместе с Олегом Янковским, представили картину «Приходи на меня посмотреть». Планировалась ещё одна совместная работа - не сложилось. Но мыслей о режиссуре Агранович не оставляет, и у него уже есть конкретные идеи.  

Новости культуры