Художник-мультипликатор Гарри Бардин готовится отметить юбилей

10 сентября 2016 18:15
Завтра исполнится 75 лет Гарри Бардину, очень известному режиссеру мультипликатору, фильмов которого в прокате нет. На телевидении – иногда есть. Он – обладатель пяти российских Ник, Каннской "Золотой пальмовой ветви", Гран-при анимационного фестиваля во французском Анси. Он – классик современной анимации. И никакого тут противоречия. Это точно и правдиво. Как и то, что в последнее время Бардин снимает, можно сказать, в стол.

Завтра исполнится семьдесят пять лет Гарри Бардину, очень известному режиссеру мультипликатору, фильмов которого в прокате нет. На телевидении – иногда есть. Он – обладатель пяти российских Ник, Каннской «Золотой пальмовой ветви», Гран-при анимационного фестиваля во французском Анси. Он – классик современной анимации. И никакого тут противоречия. Это точно и правдиво. Как и то, что в последнее время Бардин снимает, можно сказать, в стол.

Как и то, что в последнее время Бардин снимает, можно сказать, в стол, да еще и на деньги от краудфайндинга, то есть, люди скидываются на мультик. На авторское кино, говорит Бардин с горечью, сейчас нет спроса.

Гарри Бардин собирает средства на свой следующий, 25-ый по счету фильм на музыку «Болеро» Равеля. Методом краутфандинга режиссер уже пользовался. На зрительские деньги снята картина «Слушая Бетховена», которая в этом году имела успех на Каннском фестивале. Она, как обычно у Бардина, о поисках свободы.

«Мне не хватает свободы. Вот на что жалуется мой внук. Он говорит: «Дедуля, ты же можешь снимать веселые, прикольные – как они говорят – фильмы. Чего ты в политику?» Вот я ему говорю – тебе свободы хватает? Он говорит: «Хватает!» Ему 9 лет, и ему хватает. А мне скоро 75. Мне не хватает», – делится Гарри Бардин.

Инакомыслящий утенок, который ищет любви во дворе, где по утрам поднятие флага, общее построение и гимн, – словно автопортрет самого Гарри Бардина. Классик классиков отечественной анимации – отец «Пластилиновой вороны», создатель «Летучего корабля», и «Чучи» – не вписался в законы рынка. «Гадкий утенок» – Бардин делал его шесть лет – единственный полнометражный в фильмографии режиссера – не стал коммерчески успешным. 

«Вы сидите в неухоженном помещении, а если б этот фильм был удачлив в коммерческом плане, здесь были бы другие диваны, все было бы иначе. Но я к этому не стремился. Я надеялся на то, что полнометражный фильм окупит себя в прокате. Но этого, к сожалению, не произошло», – грустит Гарри Бардин.

Бардин остается верен ручной, покадровой анимации. И больше всего наслаждается процессом рождения идеи. Как в фильме «Конфликт» – анимация «спичечная».

«Каждый раз, когда заканчиваешь кино, кажется, что все. Вот это все. И больше уже ничего в эту голову не придет. Вот это мучительное состояние, почти депрессивное. Но потом приходит как награждение, как подарок свыше. Приходит какая-то идея. И вот это состояние придумывания фильма, когда я не завишу ни от кого – ни от бюджета, ни от качества пленки, ни от коллег моих – я завишу только от себя. Вот это самое сладкое ощущение», – отмечает художник-мультипликатор.

В каждом кадре фильмов Бардина – дети видят одно, взрослые другое. «Подшерсток» его мультиков оказывается настолько глубоким, что их пересматривают и годы спустя.

Новости культуры

Читайте также:
Юбилей Гарри Бардина