ГМИИ имени Пушкина заканчивает последние приготовления к выставке Рафаэля
Считаные дни, пожалуй, даже часы пройдут до момента встречи, о которой, оказывается, можно не только мечтать. Эту встречу организовал для публики Государственный музей изобразительных искусств имени Пушкина. Это – встреча с Рафаэлем Санти, с Рафаэлем Божественным, с его творениями. Почти все экспонаты выставки – из Галереи Уффици.
Желающие знать, что такое совершенный образ, получат ответ. Примерно такой, какой сформулировал в XV веке итальянский ученый и архитектор Альберти «ни прибавить, ни убавить, ни изменить ничего нельзя, не сделав хуже». Открытие очень скоро.
На этой неделе 8 картин и 3 рисунка прибыли в Москву из галереи Уффици – подготовка была сложной, кропотливой, каждую работу исследовали на предмет мельчайших дефектов. Первым в России на специальном приеме в итальянском посольстве показали главный шедевр выставки – знаменитый автопортрет Рафаэля. Свое место в экспозиции он займет самым последним.
Монтаж выставки – один из самых напряженных моментов. Сейчас специалисты проверяют сохранность полотен, как они пережили путь из Италии в России. В Пушкинском введены повышенные меры безопасности. Во время развески журналистов вообще не подпускают к работам, что, в общем, понятно – в Москву привезли шедевры одного из самых гениальных художников в истории изобразительного искусства.
Куратор выставки с итальянской стороны Марция Файетти вместе со специалистами исследуют парные портреты супружеской четы Дони, который Рафаэлю заказал сам Аньоло Дони, известный в то время коллекционер. Художнику тогда было 22 года и эти работы специалисты считают одними из первых значительных его портретов. Многие уверены, что женский образ создан Рафаэлем под впечатлением от Моны Лизы да Винчи.
«Это превосходный женский образ. Она полна совершенства. Одна из важных деталей здесь – это украшение Маддалены Дони, которое состоит из сапфира – символа чистоты, рубина – символа процветания, и фигурки единорога, который символизирует целомудрие», – рассказывает куратор выставки Марция Файетти (Италия).
Редкая возможность увидеть обратную сторону парных портретов. На них тоже есть изображения, созданные неизвестным художником на мифологические сюжеты. Но посетители Пушкинского их, конечно, не увидят. Все внимание – Рафаэлю.
«Этот художник, который абсолютно ассоциируется с эпохой, а эпоха ассоциируется с Рафаэлем. Высокое Возрождение – это Рафаэль. Это не Леонардо, это не Микеланджело. Либо все вместе, либо один Рафаэль, который выразил смысл, форму, содержание, дух эпохи», – говорит куратор выставки Виктория Маркова.
Задача выставки – исследовать поэтичность образов гения эпохи Возрождения и привлечь внимание к тому, какое влияние мастер оказал на российскую культуру. Особенно образами Рафаэлем вдохновлялись поэты и писатели: Достоевский, Цветаева, Маяковский, и, конечно, Пушкин.
«У Пушкина, начиная с лицейских стихов и до конца, мы видим Рафаэля в самых разных вариантах, это для него и духовное, и христианское начало. И вместе с тем идеал женской красоты. Поэтому он ассоциировал и сравнивал всех женщин с Мадоннами Рафаэля», – объясняет Виктория Маркова.
У Пушкина и Рафаэля много общего: обоих до конца не понять, обоих называют «Солнцем». Они и умерли в одном возрасте тридцати семи лет. Рафаэль, кстати, ушел из жизни в день своего рождения – 6 апреля – тогда была Страстная пятница. Его гробницу украшает надпись: «Здесь покоится великий Рафаэль, при жизни которого природа боялась быть побежденной, а после смерти она боялась умереть».
Читайте также:
Выставка "Рафаэль. Поэзия образа" в Пушкинском музее. Организаторы открывают секреты
В Уффици готовят к отправке в Россию картины Рафаэля для выставки в ГМИИ им. Пушкина
Крупнейшая выставка Рафаэля откроется в Пушкинском музее в сентябре
Выставка работ Рафаэля станет первым совместным проектом Пушкинского музея и галереи Уффици
Пушкинский музей покажет осенью работы Рафаэля