В селе Красном Ростовской области сегодня простились с писателем Владимиром Маканиным

02 ноября 2017 19:50
втор «Андеграунда» и «Испуга» в литературу пришел не сразу. Сначала было страстное увлечение шахматами, потом − математический факультет МГУ, затем − Высшие курсы сценаристов и режиссеров. Весь этот опыт отразился в его текстах, часто кинематографичных и аналитически точных.

В селе Красном Ростовской области сегодня простились с писателем Владимиром Маканиным. Лауреат «Большой книги» и «Русского Букера», автор романа «Прямая линия», повести «Безотцовщина» и еще более трех десятков знаменитых литературных произведений.

Когда в 2008-м вышел его роман «Асан», действие которого разворачивается на чеченской войне, на Владимира Маканина обрушился шквал критики от тех, кто бывал там. Все говорили о недостоверности, мол, все было не так. Но другие читатели и профессиональное сообщество защищали писателя, подчеркивали, Маканин уловил болевой нерв современного общества.

«Его романы всегда вызывали, мягко говоря, полемику. Некоторые поздние романы вызвали бурную реакцию, особенно его роман о чеченской войне. Его обвиняли в том, что он в ней не участвовал, но написал. Лев Толстой тоже не участвовал в войне 1812 года, но написал “Войну и мир”», − подчеркнул литературовед Игорь Волгин.     

«Что лучше: отражать действительность или вдохновенно лететь над ней и наблюдать?”. Мой случай − это случай полета», − рассказывал Владимир Маканин в передаче «Главная роль». 

«Неинтересна война, неинтересна больница − интересна личность, которая прошла через это» − это писательское кредо всегда отличало Владимира Маканина. Автор «Андеграунда» и «Испуга» в литературу пришел не сразу. Сначала было страстное увлечение шахматами, потом − математический факультет МГУ, затем − Высшие курсы сценаристов и режиссеров. Весь этот опыт отразился в его текстах, часто кинематографичных и аналитически точных.

«Один из самых жестких писателей, которых я знаю. Можно ли его назвать реалистом? Конечно, да. Но это не только реализм, это притча. Каждый раз это притча, каждый раз это поэтическая метафора при всей жесткости», − отметила первый заместитель главного редактора журнала «Знамя» Наталья Иванова.  

Он так писал, что казалось, предвидел. После «Предтечи» – повести о знахаре – в стране начался бум нетрадиционной медицины, народные целители даже цитировали автора. В «Кавказском пленном», экранизированном Алексеем Учителем, было предчувствие войны. За этот рассказ, кстати, и за роман «Андеграунд» Маканин получил Государственную премию в области литературы и искусства за 1999 год.

«Литература − вещь индивидуальная и по мере сил пророческая. Литература все-таки самостоятельна. Ее отстояние от власти было всегда. Как только литература начинает заигрывать с властью, это сразу становится недорогостоящим продуктом, недолго действующим. Интеллигенция, которая думает, что она должна то и то, очень быстро впадает в маразм», − добавил Владимир Маканин.

Его книги не для развлечения, а для вовлечения в процесс понимания: в какой реальности мы живем. Поэтому о произведениях Маканина говорят: «социальное человековедение». Причем захватывает оно читателей во всем мире.

Его романы и повести переведены на десятки языков и опубликованы во многих странах. Есть даже двухтомник на китайском. Владимир Маканин очень любил рассказывать историю о том, что в Китае полагали, будто Маканин − это красивый псевдоним, потому что дословный перевод его фамилии с китайского − «конь, разбудивший тишину».

Новости культуры