150-летие "Преступления и наказания" отметили в музее-квартире Достоевского в Москве

18 ноября 2016 10:24
"Тварь ли я дрожащая или право имею?" – в этой хрестоматийной фразе заключена квинтэссенция романа Федора Михайловича Достоевского. Его публикация началась в январском номере журнала "Русский вестник" за 1866 год и продолжалась с перерывами вплоть до декабря.

«Тварь ли я дрожащая или право имею?» – в этой хрестоматийной фразе заключена квинтэссенция романа Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание». Его публикация началась в январском номере журнала «Русский вестник» за 1866 год и продолжалась с перерывами вплоть до декабря. Таким образом, в 2016-м исполнилось 150 лет с момента выхода в свет романа Достоевского. Эту литературную дату отметили в музее-квартире писателя в Москве. Репортаж Антона Николаева.

Андрей Кончаловский, который этой весной поставил рок-оперу «Преступление и наказание», впервые в музее-квартире Федора Михайловича Достоевского. Экскурсия. Показывают диван писателя. Возможно, именно отдыхая на этом диване, Федор Михайлович обдумывал окончательный вариант «Преступления и наказания».

Принято считать, что Федор Михайлович Достоевский – петербургский писатель. Ведь именно там написаны его главные романы, действие которых происходит тоже именно в Петербурге. Действительно, писатель он петербургский, но родился в Москве. В этой казенной квартире больницы для бедных, где служил лекарем его отец, Федор Михайлович Достоевский провел первые пятнадцать с половиной лет своей жизни.

Именно здесь, почти в домашней обстановке – не хватало только самовара и горничных в белых передниках (впрочем, у Достоевских они вряд ли имелись) – и решили отметить 150-летие со дня выхода в свет знаменитого русского романа.

«Он этим романом пробовал на прочность этику христианства. На это мало кто осмелился. Говорил: вот смотрите, я ее ломаю, ломаю, ломаю, сломал… Нет, не ломается!» – подчеркнул Андрей Кончаловский.

Андрей Кончаловский рассказал, что долго не решался сломать шаблон – превратить культовый роман в рок-оперу. Композитор Эдуард Артемьев признался: он тоже не мог преодолеть пиетет перед великим писателем.

«Кончаловский сказал: "Да брось ты этого Достоевского, пиши музыку", – чтобы как-то меня взбодрить. И кстати, это мне помогло освободиться от давления гения. У меня висит его портрет, я смотрю на него и, кажется, мне нехорошо становится», – сказал композитор.

В свое время Достоевский так говорил о возможных театральных постановках «Преступления и наказания»: меняйте героев, сюжет, главное – не потеряйте идею романа.

«Вообще подводится ли под нравственную оценку то, что совершается в мире? А в мире, как он скажет, кровь льется как водопад», – отметила заведующая музеем-квартирой Достоевского Галина Пономарева.

«Преступление и наказание» – это по-прежнему один из самых читаемых романов в мире, который отвечает на многие вопросы, которые до сих пор не дают спокойно жить русскому человеку.

Новости культуры