Исполняется 75 лет со дня рождения мультипликатора Эдуарда Назарова

23 ноября 2016 10:15
Его фильмы давно разобрали на цитаты, а лента «Жил-был пёс» признана лучшим отечественным мультфильмом столетия, опередив «Ну, погоди!» и «Ёжика в тумане». Как художник и режиссер он сумел задать высочайшую профессиональную планку. Именно поэтому ученики мастера называют его «камертоном, с которым они сверяют всё свое творчество».

Его фильмы давно разобрали на цитаты, а лента «Жил-был пёс» признана лучшим отечественным мультфильмом столетия, опередив «Ну, погоди!» и «Ёжика в тумане». Сегодня исполняется 75 лет со дня рождения народного артиста России, мультипликатора Эдуарда Назарова. Как художник и режиссер он сумел задать высочайшую профессиональную планку. Именно поэтому ученики мастера называют его «камертоном, с которым они сверяют всё свое творчество». Репортаж Анастасии Егоровой. 

Эдуард Назаров и его пес Таксик по-прежнему живут на мультипликационной студии «Пилот». Их пластилиновые фигурки остались от одной из историй мультпроекта «Гора Самоцветов». О художественном руководителе этого анимационного сериала на стене и фотоколлаж от коллег – мальчишка с белоснежными усами, а в шкафах – теплятся автографы Назарова.

«Несмотря на то, что это мультфильмы – это настоящие произведения искусства. То, что сделал Назаров, встает на одну полку с самыми великими фильмами. Не побоюсь этого слова, и большого кинематографа», - отмечает художник-постановщик, режиссёр Валентин Телегин.

Любитель остроумно играть со словами и выражениями Эдуард Назаров, к примеру, резюмировал очередной сценарий фразой – «очень свежеповато», что бы это ни значило. За усами часто таил улыбку, при этом внешне оставаясь серьезным.

«Никогда не смеясь, только иногда у него дергался ус чуть-чуть и глаз прищуривался. Но он никогда не смеялся так открыто. Я начинал хохотать, как безумный», - вспоминает художник-мультипликатор, режиссер, народный артист России Юрий Норштейн.

Дружбе Юрия Норштейна и Эдуарда Назарова ровно 60 лет. Познакомились еще в 1956 году в художественной школе. Учебное заведение оказалось кузницей мультипликаторов. За соседними мольбертами сидели будущий создатель Кота Леопольда – Вячеслав Назарук, художник «Каникул из Простоквашино» Владимир Попов. После художественной школы ненадолго разминулись, и неожиданно встретились на «Союзмультфильме» – Назаров был ассистентом Федора Хитрука. Под его руководством сделал свой первый фильм «Равновесие страха». История о гонке вооружений диктаторов уложилась в две минуты и получила Гран-при на фестивале в Оберхаузене. Но народную славу Эдуарду Назарову принес мультфильм «Жил был пес» - разошелся на цитаты и полюбился всем возрастам.

«"Жил был пес" - это был портрет Назарова, распечатанный в этих персонажах. Его грустный юмор, его снисходительность по отношению к слабостям», - отмечает Юрий Норштейн.

В фильмах Назарова вообще ничего сочиненного. Они про жизнь и его к ней отношение – смешно и грустно. Неоспоримой фольклорной мудростью его напитало детство в небольшом городке Брянской области Сураже, а тетка Маруся на всю жизнь снабдила поговорками. К своей сказочной профессии Назаров относился очень серьезно, не терпел фальшь в поведении и эмоциях своих персонажей.

Острота глаза, острота языка, острота рисунка Назарова. Вот и портрет, который художник подарил другу больше 30 лет назад – самый точный, говорит Юрий Норштейн. Бережет и старается соответствовать изображению.


Новости культуры