В Доме Музыки состоялся концерт Российского рогового оркестра
В Доме Музыки состоялся концерт Российского рогового оркестра. Оркестр был создан в Петербурге дирижером Сергеем Поляничко в начале двухтысячных как попытка возродить традиции роговой музыки. Сегодня это 20 музыкантов, играющих на 104 инструментах, коллектив совершенно уникальный. Сообщает Маргарита Масленникова.
За сто с лишним лет секреты исполнения роговой музыки были утеряны. В последний раз подобный оркестр звучал в России в 1883-м.
В арсенале оркестра - 74 уникальных по звучанию инструмента с диапазоном в 4 октавы. Они были изготовлены петербургским мастером специально для этого коллектива. Каждый рог может издавать только лишь одну ноту, какую именно - зависит от его толщины и формы.
Основатель коллектива и дирижер Сергей Поляничко – духовик по первому образованию. Играет на валторне и понимает все тонкости рогового искусства.
Художественный руководитель и главный дирижер Российского рогового оркестра Сергей Поляничко: «Я понимаю, почему многие люди даже не берутся за то, чтобы заниматься этим жанром, потому что только, наверное, в России и только при условиях крепостного права могла прийти в голову такая забава, когда один человек играет один звук, и люди работают в пределах сотых долей секунды».
Равель, Пьяццолла, Бах, Россини, Каччини. Для рогового оркестра сделаны переложения классики и джаза. Сочиняет музыку специально для коллектива и исполняет ее вместе с ним мультиинструменталист Аркадий Шилклопер. Он играет на валторне, флюгельгорне, альпийском роге. Их у него – 8 штук! На концерт в Дом Музыки привез экземпляр - почти четыре метра в длину.
Еще один солист вечера – Кирилл Солдатов. Тоже играет на разных духовых инструментах. Совмещает сольную карьеру с работой в Национальном филармоническом оркестре. Вместе с Шилклопером исполнил Концерт Вивальди. Две солирующих виолончели музыканты заменили трубой и элефант хорном. «Слоновый рог», как его называет Шилклопер, - инструмент необычный. Появился совсем недавно.
«У него есть возможность играть ноты, которых на трубе нет, или на флюгельгорне, потому что есть дополнительный клапан, и исполнитель играет, как на фортепиано», - объясняет музыкант, композитор Аркадий Шилклопер.
Для Рогового оркестра подходит не всякий зал. Важны нюансы акустики. В Светлановском зале ММДМ музыкантам удалось показать публике в полной мере, на что способны эти духовые инструменты, и заслужить море оваций.