Премьера спектакля "Дракон" по пьесе Шварца прошла в Петербурге

13 декабря 2016 12:34
Эту пьесу называли и антифашистской, и антисоветской. А сам Евгений Шварц просил не искать в ней никаких тайных смыслов – это просто сказка о драконе. Но люди в ней видели намного больше – вызов всем диктаторам мира. И удивлялись, как же знаменитому драматургу удалось пройти советскую цензуру.

В Санкт-Петербургском театре комедии имени Акимова показали премьеру спектакля «Дракон» по знаменитой пьесе Евгения Шварца. Художественный руководитель театра Татьяна Казакова в своей новой постановке развивает линию высокой комедии – острой и афористичной. Репортаж Алексея Комарова.

Эту пьесу называли и антифашистской, и антисоветской. А сам Евгений Шварц просил не искать в ней никаких тайных смыслов – это просто сказка о драконе. Но люди в ней видели намного больше – вызов всем диктаторам мира. И удивлялись, как же знаменитому драматургу удалось пройти советскую цензуру.

Пьесу «Дракон» Евгений Шварц написал в 1944 году. В её основе хоть и лежит миф народов Юго-Восточной Азии. Но прототипом диктатора стал Гитлер. Пьесу сначала одобрила цензура, но после первого просмотра её запретили. Слишком уж вымышленное государство было похоже на Советский Союз.

По сюжету вот уже 400 лет городом правит хитрый и могущественный дракон. Каждый год он требует принести ему новую жертву. Конечно же, девушку, да ещё и самую красивую. Но вот однажды в город приходит странствующий рыцарь Ланцелот. Он готов освободить людей. Но жители против – они привыкли жить под гнетом дракона.

«Почему кто-то один должен за вас вступаться, бороться? Ребята, пойдемте! Он идет, и он один. Ради чего он тогда жил? Ради этих людей? Но с другой стороны, Ланцелот в этом смысле человек со своей правдой. И если он этого не сделает, он себе этого не простит. А для него это самое страшное», – поясняет актёр Денис Зайцев.

В основе пьесы можно найти и христианские мотивы. Ланцелот – словно посланник бога на земле. Его миссия – даровать людям свободу. Но кто же будет тогда править? Да и что делать с этой свободой?

«Они не знают, что это такое. Потому что вся их жизнь была бесконечным подчинением то одному тирану, то другому, то третьему. И их жизнь, этот страх, в котором они живут, превратил их в то, что подчиняться и приспосабливаться стало делом их жизни», – отмечает художественный руководитель Санкт-Петербургского государственного академического театра комедии имени Акимова Татьяна Казакова.

А вот антагонист Ланцелота дракон похож на Мефистофеля. Он слишком хорошо изучил людей. Знает все пороки и слабости мелких душонок. И мечтает найти настоящую душу.

В финале спектакля Ланцелот, конечно же, победит Дракона. Но на его место придёт новый диктатор. А странствующий рыцарь с удивлением обнаружит – недостаточно просто убить дракона, чтобы подарить людям свободу. «Чудовище» надо задушить в каждом. И Ланцелот, конечно, готов взяться за эту ювелирную работу.

Новости культуры