В память о Савве Ямщикове волонтеры реставрируют Дом Палибина
«Заниматься надо тем, что дается тебе легче всего. Но делать это изо всех сил», - сказал как-то в интервью Савва Ямщиков. Так и жил, сделав целью своего существования возрождение древнего искусства. Вторым домом для реставратора стал выставочный зал Института реставрации, расположенный в Доме Палибина. Символично, в День памяти Ямщикова, там начались реставрационные работы. В них участвуют добровольцы. Репортаж Юлии Казуковой.
Под старой краской − двухвековое дерево. Его появление зачаровывает четверых французов-волонтеров. Клер Бархба работает в тюрьме социальным психологом. Волонтерство для нее в удовольствие.
«Я давно мечтала посетить Россию. Хотела не столько отдохнуть, но сменить обстановку. Я случайно нашла информацию в Интернете об организации “Ремпар” – это как русское Общество охраны памятников. И впервые мой отпуск проходит в полезной работе», − рассказала Клер Бархба.
В прошлом году французская «Ремпар», которая в год разворачивает до 300 кампусов во всем мире, и ВООПИиК заключили соглашение об обмене опытом.
«Нас интересуют методики. Не методики реставрации, поскольку наша реставрационная школа одна из лучших в мире. Нас интересуют методики привлечения людей, готовых безвозмездно, заинтересованно работать на объектах культурного наследия»,− поделился председатель центрального совета ВООПИиК Артем Демидов.
К реставрации Дома Палибина, здания 1818 года в стиле московский ампир, подключаются и общественные организации. После пожара 2012 года такие типовые дома строили массово. Теперь их почти не осталось. Особняк сохранился благодаря реставраторам – здесь и теперь выставочный зал ГосНИИР – и лично Савве Ямщикову.
«Он был воин, боец, очень мало таких людей, которые так самоотверженно и так по-настоящему защищали русскую культуру», − отметил актер, режиссер Артем Михалков.
Дочь Саввы Ямщикова, Марфа, здесь водит экскурсии и разбирает архив отца в его кабинете. Теперь тишина уютного, будто немосковского дома нарушена ремонтом. Как бы к нему отнесся сам реставратор?
«Он, конечно, ругался, что министерство само не может это сделать, но, с другой стороны, волонтерство что-то молодое. И отец был молод душой, и эту авантюру он принял бы, конечно», − уверена реставратор, дочь Саввы Ямщикова Марфа Ямщикова.
Фасады планируют привести в порядок к октябрю. Но Дом Палибина требует научной реставрации интерьеров, и здесь уже нужна помощь государства.