Не стало крупнейшего режиссёра польского кинематографа Анджея Вайды
«Я не режиссёр, я – зеркало» – говорил Анджей Вайда. Крупнейший режиссёр современного кинематографа скончался на 91 году жизни. Имя Вайды – веха в кино. И не только. В послевоенной Европе его творчество было символом свободы. Обладатель практически всех кинематографических призов, кавалер высших национальных наград – он работал до последнего дня. 14 октября на Римском фестивале будет показана его последняя лента – «Послеобразы».
Он говорил, что ничего не сочиняет. Все фильмы Анджея Вайды – часть его жизни. Начиная с «Поколения» – картины-манифеста о молодежи, рожденной в 20-х и опаленной войной, критики заговорили о новой, посттоталитарной, школе польского кино. Ее лидер Анджей Вайда в 1957-м получил спецприз Каннского фестиваля за картину «Канал». А еще через год фильм «Пепел и алмаз», последний в «военной трилогии», принес ему мировую славу.
В богатой фильмографии Вайды – вся история Польши. От наполеоновских времен, что в фильме «Пепел», через Вторую мировую, к картинам остро-политическим: «Человек из мрамора», «Человек из железа», которые описывают Польшу 70-80-х, время солидарности. Анджей Вайда открыл миру блестящих актеров – Збигнева Цыбульского, Беату Тышкевич, Даниэля Ольбрыхского.
«В Польше он имеет такое же значение, как наши великолепные поэты времени романтизма XIX века. У них камеры в XIX веке не было. Вайда просто взял камеру и продолжал их же работу. Делал картины всегда о Польше», - подчёркивает актер Даниэль Ольбрыхский.
Взгляды Анджея Вайды, юность которого пришлась на Вторую мировую, были антикоммунистическими. К советскому режиму он относился крайне негативно. Но это не касалось советского зрителя, и тем более русской культуры.
«Начиная с первого фильма "Канал" - его показали только потому, что он был в 1957 году на Фестивале молодежи, иначе его бы не разрешили здесь показывать. Ему было важно пробиваться к советскому зрителю, к российскому зрителю», - рассказывает кинокритик Лариса Малюкова.
Вайда продолжал говорить. Не только в кино, но и в театре. Достоевского ставил по всему миру. В 2004-м мечта Вайды сбылась – на сцене «Современника» он воплотил «Бесов».
«Мы вводились в очень жесткий режиссерский замысел, с уже готовым костюмами, не могли отойти ни на миллиметр от текста, уже проверенного и выверенного им. Это была довольно жестокая работа с его стороны», - вспоминает народная артистка России Елена Яковлева.
В 2007-м Анджей Вайда выпустил глубоко личный фильм «Катынь» - среди расстрелянных поляков был отец режиссера. В России фильм восприняли неоднозначно.
«У меня было такое приключение с фильмом "Катынь". Я его показывал в Красноярске в 2008 году. И, конечно, это был большой риск. Потом я понял, что публика разделилась на две части. Те, которые принимали фильм просто как проявление искусства и новый фильм Вайды. Но были и такие, кто не хотели принять того, о чем Вайда в этом фильме рассказывал», - отмечает директор Польского культурного центра в Москве Дариуш Клеховски.
В этом году оскаровская комиссия Польши выдвинула на номинацию «Лучший фильм на иностранном языке» ленту «Послеобразы», которая стала последней в биографии Анджея Вайды. Она, как и другие фильмы режиссера, – о способности человека противостоять системе, оставаться самим собой.
Памяти режиссёра смотрите на нашем канале в 22:55 документальный фильм «Вайда. Краски».
Читайте также:
На 91-м году жизни скончался режиссер Анджей Вайда