Ученики ученика Малевича – Владимира Стерлигова демонстрируют свои полотна в Коломне
Последний художник русского авангарда – так говорят о Владимире Стерлигове.
Ученик Каземира Малевича, впитавший и воплотивший эстетику того времени, он сам возглавил одно из направлений ленинградской школы современной живописи XX века. И воспитал немало последователей. Их работы представлены в Музее органической культуры в Коломне – на выставке «Ученики Владимира Стерлигова». Сообщает Юлия Казюкова.
Выпускники «Невидимого института» – Михаил Цэруш, Александр Кожин, Алексей Гостинцев, Геннадий Зубков и другие – снова вместе. Спустя 40 с лишним лет после смерти своего учителя – художника Владимира Стерлигова. В 60-е и 70-е в Петергофе, в доме у Стерлигова, проходили собрания художников – их и называли «Невидимым институтом». Там не было парт, непререкаемых авторитетов тоже не было.
«Стерлигов старался ученика подтолкнуть к самостоятельному решению. Он так разговаривал, как будто ты все знаешь, – вспоминает художник, ученик В. Стерлигова Александр Носов. – Мы были в постоянном напряжении. И нужно было совершить своеобразный подвиг, чтобы пробиться».
Ученик Казимира Малевича, Владимир Стерлигов нашел свой путь в искусстве. И квадрату учителя он противопоставил чашу, купол. Стерлигов призывал молодых художников смотреть на землю через небо, то есть, изображая предмет, видеть его духовную сущность.
«Это состояние света в картинах, состояние беспредметности. Это энергия цвета, энергия чаше-купольного пространства – в той степени, в которой каждый ее понимает. И это характерно для всех его учеников», – считает художник, ученик В. Стерлигова
«Так получилось, что группа наша как-то остается вместе. Это удивительно – среди художников это нечасто бывает. Мы находим общие точки. Отношение к пространству в искусстве – это очень важная вещь», – убежден художник, ученик В. Стерлигова Александр Кожин.
Сейчас, собираясь вместе, ученики Владимира Стерлигова удивляются, как далеко разошлись их пути в искусстве. Но именно академизм был категорически запрещен в «Невидимом институте».
«Владимир Васильевич очень ценил, когда что-то отличается от него самого, что-то уходит в сторону. А у всех всё ушло в сторону. У всех есть наполнение своё», – говорит художник, ученик В. Стерлигова Алексей Гостинцев.
И это – тоже в духе Владимира Стерлигова, любившего повторять: «Искусство должно идти от сердца, от чувства, от интуиции».