Премьера "Роделинды" Генделя состоится на сцене Большого театра

11 декабря 2015 20:07
Команда постановщиков – а это все англичане – бережно перенесли "Роделинду" с английской на московскую сцену. Сохранив все креативные новшества – видеоинсталяцию, декорацию-трансформер, работу с камерой в режиме онлайн.

Георг Фридрих Гендель – редкий гость на российских подмостках. Опера «Роделинда» – история о любви на фоне политики, в Большом театре собирается появиться впервые. Премьера назначена на 13 декабря. Кстати, и самая первая постановка в 1725 году тоже прошла 13-го – в лондонском Театре Её Величества. Нынешняя «Роделинда» также родом из туманного Альбиона. Так что успех ей у нас почти гарантирован.

Оркестр практически в зале. Музыканты осваивают старинные инструменты – блок-флейты, теорбы, английский клавесин. Гендель – король барочной музыки, вложил всю душу и мастерство в «Роделинду», наделив её изысканностью и виртуозностью.

«От начала до конца повествование совпадает с абсолютно гениальной музыкой, которая движется ровно так же от начала до конца. В партитуре Генделя фантастическая энергия, она и в быстром, и в медленном течении музыки – все наполнено силой. Я пытаюсь это передать оркестру», – отметил дирижер-постановщик Кристофер Мулдс.

Команда постановщиков – а это все англичане – бережно перенесли «Роделинду» с английской на московскую сцену. Сохранив все креативные новшества – видеоинсталяцию, декорацию-трансформер, работу с камерой в режиме онлайн. Из средневековья действие перенесли в сороковые годы двадцатого века. А потому никаких историзмов – герои в кителях и клубных пиджаках, королева в платье а-ля Коко Шанель. Встречаются приметы и более позднего времени – видеокассеты, телевизоры, постеры. А главное, у всех героев есть татуировки – это практически наши дни.

«Сила и символ татуировки показывают, насколько сильно один персонаж привязан к другому. Для нас это была визуальная помощь, и это весело», – рассказала режиссер по возобновлению Донна Стиррап.

Премьерные спектакли работает один состав. Все приглашенные, кроме Дины Кузнецовой – самой Роделинды. Поют на английском. Здесь много речитативов и арий написанных для контратеноров. Это очень редкий тип голоса. Дэвид Дэниэлс – один из них.

«Мне понравилось петь в Большом, легко летит звук в зал. А Гендель – это всегда эмоции, его можно переносить в любое время, без предубеждения», – поделился Дэвид Дэниэлс.

Редкая постановка – семь участников. Здесь не спрячешься за хор. Певцы все время на сцене. И все время экшн. Но именно это делает «Роделинду» такой непохожей на других.

Дина Кузнецова – не барочная, а романтическая певица. Знает почерк Ричарда Джонса, не впервые работает с ним. Уже привыкла к его безумным идеям, которые в театре на вес золота.

«Есть прецедент – это было сделано в Английской национальной опере. Соотвественно, когда мне кажется, что я не могу, я знаю, что кто-то другой это уже сделал, и вопрос "не могу" немедленно отпадает», – призналась певица.

Эта совместная работа Большого и Английского национального – еще один шаг навстречу. Оперный мир, не стоящий на месте, требует креатива и смелости, считает Джон Берри.

«Большой театр полный возможности и потенциала, и конечно, он должен стать частью международной оперной семьи. И для этого эти проекты исключительно важны. Когда современные режиссеры мирового уровня могут работать на сцене Большого. Оперный мир – международный, и чтобы туда влиться, такие проекты необходимы», – отметил артистический директор Английской национальной оперы Джон Берри.

«Роделинда» – история в лицах: о любви, предательстве, верности, и, как ни странно, с хэппи-эндом. Редкая для драм вольность и бесконечно прекрасная музыка, в которую Гендель, кажется, вложил всю свою душу.  

 Новости культуры

Читайте также:

Оперу Генделя поставят в Большом совместно с Английской национальной оперой