"Союзмультфильм" снимает кукольный артхаус по Гофману
В стенах «Союзмультфильма» кипит работа над самым масштабным кукольным проектом студии за многие годы – «Гофманиадой». Первые наброски персонажей для этого полнометражного мультфильма художник Михаил Шемякин выполнил в 2001-м. А идеей создания мира «по Гофману» буквально «заболел» еще в 60-е. За эти годы события биографии великого Гофмана тесно переплелись с мульт-историями из нескольких его новелл – «Крошки Цахеса», «Песочного человека» и «Золотого горшка». За рабочим процессом создания современной «Гофманиады» наблюдала наша съёмочная групппа.
За несколько лет причудливый мир Гофмана занял уже целый этаж «Союзмультфильма» и продолжает разрастаться: в павильонах строятся новые декорации, а по соседству в руках художников рождаются новые герои.
«У нас есть две старушки: вот эта свеженькая, новая, там у неё зубки, язык – вот такая система; и вот ушки у неё тоже шевелятся, она тоже может ими шевелить», – показывает художник Татьяна Лыкасова.
По законам кукольной анимации, каждый герой должен быть обеспечен достаточным количеством сменных частей тела. Одних выражений лица может быть до десяти вариантов. В общем, кукольным персонажам не страшно потерять голову. И главный герой мультфильма планирует сделать это целых три раза: ведь «Гофманиада» состоит аж из трёх историй любви.
Муза Гофмана задыхается от архивной пыли, а сам сказочник сходит с ума от скучной чиновничьей работы и убегает от неё в мир фантазий. Сценарий мультфильма виртуозно переплетает сюжеты сказок с биографией Гофмана, и фантастические герои бесцеремонно вторгаются в его реальную жизнь.
«Злобный Крошка Цахес – здесь он в виде предводителя мышей, и есть ещё он в виде начальника канцелярии, которому подчиняется наш герой. Работает в виде такого судебного чиновника. Есть компания злобных мышей, которые вместе с Цахесом постоянно преследуют воображение нашего Гофмана», – рассказал режиссер-постановщик Станислав Соколов.
«Гофманиада» – удивительное событие в эпоху коммерческих мультфильмов. Это масштабный кукольный артхаус, настоящее произведение искусства, которое уже на этапе съемок изучают критики, а декорации и кукол выставляют в музеях. Это же и первый мультфильм по эскизам Михаила Шемякина: знаменитый художник, как давний поклонник творчества Гофмана, не смог пройти мимо этого проекта.
В это трудно поверить, но роскошный сказочный материал Гофмана в анимации почти не использовался. За исключением популярного Щелкунчика, большинство героев немецкого классика (даже такие фотогеничные, как Крошка Цахес) в мультфильмах не «снимались» ни разу. И в «Гофманиаде» у них будет самый настоящий анимационный дебют.