110 лет со дня рождения Артема Микояна

28 июля 2015 15:19
5 августа – 110 лет со дня рождения выдающегося советского авиаконструктора, одного из создателей легендарных истребителей МиГ Артема Микояна. В этот день в 19:55 на телеканале "Россия К" – премьера документального фильма "Жизнь быстрее МиГа".

5 августа – 110 лет со дня рождения выдающегося советского авиаконструктора, одного из создателей легендарных истребителей МиГ Артема Микояна. В этот день в 19:55 на телеканале "Россия К" – премьера документального фильма "Жизнь быстрее МиГа".

Документальный фильм "Жизнь быстрее МиГа" (5 августа, 19:55) рассказывает о судьбе легендарного авиаконструктора, одного из родоначальников реактивной авиации, генерал-полковника инженерно-технической службы, генерального конструктора, академика АН СССР Артема Микояна. Принимают участие: летчик-испытатель, Герой Советского Союза Степан Микоян; научный руководитель Государственного НИИ авиационных систем, академик РАН Евгений Федосов; начальник вооружения ВС России (1994-2000 гг.), генерал-полковник Анатолий Ситнов; генеральный конструктор ОКБ им. А.С. Яковлева (1993-2000 гг.) Александр Дондуков; начальник бригады ОКБ им. А.И. Микояна Августа Филиппова; летчик-испытатель, Герой Советского Союза Георгий Мосолов; авиаконструктор Ованес Микоян; родственница Артема Ивановича – Айкуш Микоян.

Мечта строить самолеты появилась у Анушавана (Артема) Микояна в детстве. Но путь к ее воплощению оказался долгим и не всегда прямым. Сначала он был учеником токаря, потом учился в фабрично-заводском училище в Ростове-на-Дону, после этого отправился в Москву и поступил на завод "Динамо". Затем была служба в армии, в танковых войсках. Когда стране понадобились технические специалисты, его отправили в Военно-воздушную академию имени Н.Е. Жуковского. Учеба давалась непросто, но время находилось и для парашютных прыжков, и для конструирования летательных аппаратов. Собрав команду соратников, Микоян начал проектировать самолеты.

В конце 1930-х годов в СССР был объявлен конкурс на создание истребителя для советских Военно-воздушных сил. В соревнование включились КБ Яковлева, Лавочкина, Сухого и недавно организованный при авиазоводе №1 особый конструкторский отдел, который возглавлял Артем Микоян, а заместителем был Михаил Гуревич. Более удачного тандема, ставшего победителем конкурса, трудно представить. Сначала МиГ серийно выпускался под индексом И-200. Но Сталин решил, что самолеты должны носить имена своих создателей. ЯК – истребители Яковлева, ИЛ – штурмовики и бомбардировщики Илюшина, МиГ – летательные аппараты Микояна и Гуревича. Получилась великолепная аббревиатура, которая очень подходила для скоростных, маневренных машин. МиГ-1 открыл длинный ряд знаменитых МиГов.

МиГ-3 – лучший высотный истребитель Великой Отечественной войны. МиГ-9 – первый реактивный самолет, с созданием которого в стране открылась эра реактивной авиации. МиГ-15 принес на своих стреловидных крыльях мировую известность своим создателям. МиГ-17 достигал скорости звука. МиГ-19 – первый серийный отечественный сверхзвуковой истребитель. МиГ-21 с треугольным крылом тонкого профиля и скоростью полета, вдвое превышающей скорость звука. Было создано почти 20 его модификаций, он был принят на вооружение в 49 странах. В конструкторском бюро Микояна была разработана основа многоразового космического корабля "Буран". МиГ-23 с изменяемой в полете стреловидностью всего крыла и истребитель-перехватчик МиГ-25 со скоростью полета, в три раза превышающей скорость звука, стали последними машинами, созданными при жизни Микояна, а слово "МиГ" прочно вошло в лексикон летчиков всего мира. Каждый новый самолет – это не только новое слово в боевой авиации, это новые звания и награды создателям. Артем Микоян – дважды Герой Социалистического Труда, лауреат шести Сталинских, Ленинской и Государственной премий.

Удивительно, что самые грозные боевые машины создавал человек, который по характеру был мягким и доброжелательным. Создавая свой коллектив, Микоян считал, что создает большую дружную семью. Он знал каждого сотрудника в лицо, вникал в проблемы каждого работника, помогал в трудных ситуациях и был для них скорее отцом, чем начальником.

Конструкторское бюро Микояна продолжает жить и удивлять мир все более совершенными самолетами. МиГ-29, 31, 35 – в эти машины заложен огромный потенциал, который еще долгие годы не будет исчерпан. За свою историю микояновцы разработали более 400 типов и модификаций самолетов и летательных аппаратов. Общий объем выпуска крылатых машин МиГ серийными авиационными заводами превысил 62 тысячи единиц. На самолетах МиГ установлено свыше ста мировых рекордов скорости, высоты и скороподъемности. Можно заставить человека работать за деньги, а можно увлечь общей идеей. Такая атмосфера в коллективе была заложена Артемом Ивановичем Микояном, который обладал умением мечтать и любил повторять: "Когда трудности кажутся непреодолимыми и препятствия множатся, значит, победа и успех близки".

Пресс-служба телеканала "Россия К"