Концертом в Большом театре открыли Год культурного туризма России и Франции
В Москве в Большом театре звучал на этой неделе «Реквием» Гектора Берлиоза, который был написан в память о погибших в те три славных дня, так французы назвали июльскую революцию 1830 года. В последний из этих трёх славных дней молодой Берлиоз, студент Парижской консерватории, вышел на улицу с пистолетом. Он стремился на баррикады, но опоздал, поскольку бои уже прекратились. Композитор писал об этом в мемуарах. Спустя семь лет был создан «Реквием», про который автор говорил: «Если бы мне угрожала гибель всех моих произведений, я просил бы пощады для «Реквиема». В Большом театре музыка Берлиоза звучала в исполнении одного из лучших французских коллективов – оркестра Капитолия Тулузы. Этим концертом был торжественно открыт перекрёстный Год культурного туризма России и Франции.
Даже если бы не было афиши, этот концерт не остался бы незамеченным. В Россию французский оркестр уже приезжал несколько лет назад и поразил меломанов своим исполнением «Шахерезады» Римского-Корсакова. Так что на «Реквиеме» Берлиоза свободных мест не оказалось. Обещан был не просто концерт, а почти театральное представление.
В разных частях театра - четыре разных оркестра, так называемые фанфары. Свой «Реквием» Берлиоз писал для оркестра из трехсот музыкантов и хора из шестисот певцов. На этот раз за голос масс отвечал хор Большого театра. За пультом – главный дирижер Большого Туган Сохиев. Кстати, одновременно худрук и дирижер оркестра Капитолия Тулузы.
«Берлиоз, который отличался каким-то новаторством, всегда не боялся использовать новые приемы, вводил в симфонический оркестр новые инструменты, которые еще никогда не использовались», - подчеркнул главный дирижер Большого театра Туган Сохиев.
От привычных месс этот «Реквием» далек: Берлиоз был убежденным атеистом. Этим сочинением он почтил память героев Французской революции. Албанец Саймир Пиргу пел «Реквием» во многих странах, но в России до сих пор ни разу. Зато много слышал о ней.
«Албания была коммунистической страной, и мои педагоги, в основном, оперу слышали только на русском языке. В то время для них Москва была главным музыкальным городом. Они тогда даже не знали, что такое Ла Скала. Они знали, что такое Большой», - рассказал албанский тенор Саймир Пиргу.
Начавшись так торжественно, перекрестный Год культурного туризма России и Франции обещает так же и продолжиться. Парижскую публику ждет открытие Российского духовно-культурного центра, выставка коллекции Щукина из собрания Эрмитажа и Пушкинского музея. И это только малая часть огромной программы.
Год культурного туризма России и Франции>>>