Открылись завершающие выставки "Фотобиеннале – 2016"
«Фотографировать может только тот, кто сумеет выстроить на одной оси глаз, голову и сердце». Эти слова в полной мере могли бы подойти в качестве девиза для состоявшегося в столице «Фотобиеннале». На одну ось – творчества и оригинального взгляда на мир – нанизаны работы очень разных авторов. Биеннале близится к финалу – его завершают четыре выставки, как и все остальные – не похожие друг на друга, но объединенные общим началом – духом исследования мира.
Финальный аккорд «Фотобиеннале – 2016» посвящен разного рода исследованиям. Каждый фотограф изучал какой-нибудь феномен или миф своего времени. Стив Фитч, окончив в 70-х антропологический факультет в Калифорнии, всерьёз занялся фото-антропологией. Вдохновившись культовым тогда романом «В Дороге» Керуака, он отправился в роуд-муви запечатлевать символы уходящей эпохи: неоновые вывески мотелей и парки динозавров.
«У художника было прекрасное чувство юмора. Он видел элементы этого безумного идиотизма и одновременно элементы трогательной человечности, которые привели к возникновению Диснейлендов и всего остального. Это великолепно снято человеком с безупречным взглядом», – отметила директор Мультимедиа Арт Музея Ольга Свиблова.
Не столько исследованием, сколько расследованием занялся наш современник Александр Верёвкин. «Я случайно открыл карту и увидел, что у нас есть в Петербурге Ботанический сад, но над ним я увидел не сад, а белое пятно. Это послужило триггером для начала проекта, и я решил пойти и узнать, в чём причина», – рассказал он.
Ответы и фотографии тех, кто прогуливался в Ботаническом – суть проекта. Кто ссылался на НЛО, кто – на сильные энергии, некоторые искали причину в растениях сада.
Посетителям предлагают побывать и в «Лесу забвения». Здесь даже слышен тревожный шум реки. На создание японского фотографа вдохновил роман, где главная героиня покончила собой у подножья горы Фудзи. Мифы и эмоции, связанные с этим суицидальным – как его называют – лесом, изучал Франсуа Нандзё. Чтобы передать магию пространства, где заблудилась и исчезла масса людей, фотограф сделал в лесу тысячи снимков. Перекомпоновал, обработал и создал свой, воображаемый лес. В этой инсталляции важен также свет и звук.
«Пластинка, которая крутится – это не винил. Я сделал её из спила дерева, который я нашел в том лесу. Теперь это метафора времени и памяти. Ведь срез дерева состоит из годичных колец. То есть звучит всё, что оно видело за сотни лет», – пояснил Франсуа Нандзё.
Примерно сто лет назад фотограф Хайн Горни решил с камерой в руках отвечать на вопрос: как рекламу, заказанную крупнейшими фабриками и заводами, превратить в произведение искусства и дизайна?
«Одна из моих любимых фотографий – "Воротнички". Посмотрите на абсолютно совершенную графическую композицию. Он снимал продукт, а создавал потрясающе атмосферный снимок – снимок, конечно, в духе тех 20-х в Германии», – прокомментировал куратор выставки Марк Барбей.
Он виртуозно отвечал на запрос эпохи на эстетику функционализма. Требовалось равенство между прикладным и изящным. В итоге наждачную бумагу и тюбики с краской Горни превращал в стильный натюрморт. А рекламу чулок снимал по-хичкоковски. Таким настройкам оптики и поискам компромисса стоит поучиться у классиков.