Собрание графики Пушкинского музея пополнилось произведениями конца XX века
Собрание графики музея изобразительных искусств имени Пушкина пополнилось произведениями конца XX века. 29 графических творений российских архитекторов передал в дар музею известный коллекционер, архитектор Юрий Аввакумов. Торжественная церемония передачи экспонатов состоялась в рамках завершения выставки «Бумажная архитектура. Конец истории».
Большинство произведений были созданы авторами в 80-е-90-е годы. Архитекторы зачастую знали, что их проекты не будут реализованы, поэтому стремились сделать их красивыми графически. В результате работы завоевывали награды на международных конкурсах. Так, существовавшие только на бумаге проекты дали жизнь особому направлению в искусстве. «Бумажная архитектура» - это сочетание собственно архитектурного проектирования, концептуализма и станковой графики.
«Это такой очень специфический жанр, где реализации не требуется. Автор абсолютно свободен от всего: от заказчиков, от диктатуры, денег, материалов и просто фантазирует, создает некие истории, и истории могут быть сами по себе», - объясняет коллекционер Юрий Аввакумов.
Теперь в коллекцию музея вошли работы Александра Бродского, Искандера Галимова, Тотана Кузенбаева и других известных авторов – всего около трех десятков произведений.
«Эти вещи можно показывать с образами русского авангарда, который используется здесь очень широко, то есть они могут стать плотно сформированными проектами выставочными, которые мы будем показывать в музеях России, которые ждут таких проектов, и за ее пределами», - отметила директор ГМИИ имени Пушкина Марина Лошак.
«Глубокая плоскость» – работа Сергея и Веры Чукловых посвящена трактовке современной архитектуры. Проект был создан в 1992 году для одного из международных конкурсов. Плоскость - как простейшая поверхность. Архитектура - как коллаж, который человечество тысячелетиями выкладывает на поверхности Земли. Авторы считают, возможно, именно так и будет выглядеть архитектура будущего.
«Всякое изваяние, всякое сооружение на Земле оставляет свой след, и с движением времени следов этих остается все больше и больше, и, таким образом, среды становится меньше, и, в конце концов, современную архитектуру уже можно рассматривать как архитектуру плоскостей», - считает архитектор Вера Чуклова.
«Бумажная архитектура», которая когда-то была, скорее, частью борьбы с жизненными обстоятельствами и способствовала развитию воображения, сегодня обретает вполне конкретные формы. Некоторые из переданных в дар произведений стали реальными проектами.