Выставка "Знамена войны" - к 70-летию Победы

17 апреля 2015 12:27
На ней представлены более ста живописных работ, написанных теми, кто видел весь ужас войны и теми, кто только слышал о ней.

Растёт число событий, посвящённых 70-летию Великой Победы. В галерее народного художника России Дмитрия Белюкина, которая размещается в Царской башне Казанского вокзала Москвы, открылась выставка «Знамена войны». Здесь произведения художников разных поколений – участников боевых действий, очевидцев, тех, кто работал в послевоенные годы, молодых, современных авторов. А то, что можно назвать смысловым центром экспозиции – это полотно, созданное самим Дмитрием Белюкиным специально для этой выставки.

В России нет ни одной семьи, которую не коснулась бы Великая Отечественная война. Навсегда запечатленная в книгах, фото- и кинохронике, картинах. Более ста живописных работ, написанных теми, кто видел весь ужас войны и теми, кто только слышал о ней.

«Здесь собраны работы и скульптурные, и живописные, авторов разных поколений. Она получилась эстафетой передачи правдивой памяти о войне от поколения к поколению», – комментирует куратор Ольга Резанова.

Осколок мины в плече Сергея Ткачева – память о той страшной войне, которую народный художник СССР прошел от начала и до конца. Она стала главной темой в его творчестве. Этюд к картине «Товарищи», представленный на выставке, автобиографичен. Автор изобразил себя после ранения. Вспоминает – тех, с кем сражался за Родину, часто рисовал в окопах в часы затишья.

«У меня был с собой блокнотик, где я делал зарисовки. И меня фронтовые друзья окопники просили – сделай с меня фотку. И вот я делал с них набросочки карандашом, они складывали эти набросочки в треугольничек и отправляли на Родину», – рассказывает художник.

Фронт для военного художника студии имени Грекова Бориса Неменского стал главной школой. Длительные командировки на Украинский, Белорусский и Ленинградские фронты. Участие в боях на реке Одер и в штурме Берлина. Там была создана целая серия работ о послевоенном городе. А вот глядя на один из этюдов, Борис Михайлович вспоминает, как целый день в центре Берлина, когда шли бои, он сидел в кресле и делал наброски: «Кожаное кресло – откуда-то оно выпало из квартиры, улица вся горела. Я сел, писал, и дома горели, гудело как в трубе, дома догорали и постепенно обваливались. Солдаты меня подтягивали, и в тоже время говорили: давай-давай, пиши, чтобы видно, как Берлин горит».

В своей картине «Знамёна войны» Дмитрий Белюкин изобразил самый торжественный момент Парада Победы, когда к подножию Мавзолея бросали знамена поверженной армии Третьего рейха.

«Я выбрал ракурс в моменте Парада Победы, когда бросают немецко-фашисткие знамена оттуда, откуда не снимали. Туда не пускакли репортеров, это прямо у Мавзолея. Там стояли вожди наверху, а здесь не было никаких снимков, и вот я представил, как это может быть», – поясняет он.

Знамя – его в бою солдаты поднимали и несли к победе, оно было точкой пересечения их мыслей, порывов и стремлений. Эту тему Белюкин продолжит в следующих работах. Художник планирует написать полиптих.

Новости культуры

Все материалы к 70-летию Великой Победы>>>