Московский музей Вадима Сидура представил обновлённую экспозицию

17 апреля 2015 11:04
Она получила символическое название – «И всё-таки…». По мнению кураторов, эти слова довольно точно отражают принцип, которому следовал выдающийся скульптор современности – принцип освобождения от гнёта традиции, выбора собственного пути без оглядки на авторитеты и табу.

Московский музей Вадима Сидура представил обновлённую экспозицию. Она получила символическое название – «И всё-таки…». По мнению кураторов, эти слова довольно точно отражают принцип, которому следовал выдающийся скульптор современности – принцип освобождения от гнёта традиции, выбора собственного пути без оглядки на авторитеты и табу. Отобранные для выставки произведения отражают три этапа творческой эволюции Сидура.

Вадим Сидур говорил, что был убит на войне, но потом воскрес. Пуля прошла в миллиметре от виска, осколки навсегда остались в его теле. Все его работы сделаны через физические страдания, которые трудно представить. «Творчество было для него не интересом и даже не долгом, а жизненной необходимостью», - вспоминает друг художника, профессор славистики Карл Аймермахер. «Он страдал. Не было ночи, когда у него не было бы кошмарных снов от этой проклятой войны. Поэтому исключено было бы, чтобы он сделал уступки», - добавляет Карл Аймермахер.

Бескомпромиссные и мощные скульптуры Вадима Сидура быстро заметили в мире – начиная с 70-х годов, его работы выставлялись в крупнейших галереях, они украшают города Европы и Америки. На родине, в СССР, художник-фронтовик с таким взглядом на свое военное прошлое был не нужен. Более того – Вадим Сидур был «невыездным», поэтому так ни разу и не смог побывать на собственных выставках, и никогда не видел свои скульптуры «вживую» – под открытым небом.

«Он сохранил свою собственную установку в искусстве - формально, идеологически тематически, он никогда не принял бы государственный заказ по норме того времени», - утверждает Карл Аймермахер.

Спустя годы работы Вадима Сидура продолжают возвращаться на родину. Совсем недавно сын художника Дмитрий передал музею несколько новых экспонатов. Среди них – ассамбляжи «Гроб мужчины» и «Железная леди» и одна из немногих работ художника на библейскую тему «Саломея с головой Иоанна Крестителя».

«Это три больших работы, которые 25 лет не были на родине. Были увезены 25 лет назад в Берлин», - рассказала генеральный директор МВО «Манеж» Ирина Толпина.

В его работах нет героического пафоса и патетики, только страдание и скорбь. Вадим Сидур считал своей миссией рассказать о том, что такое война без прикрас - так, как может сказать только очевидец, если наберется сил быть честным.

Новости культуры