"Мефисто" - новая постановка Адольфа Шапиро
Художник и власть – тема на все времена. Ей посвящена и новая постановка Адольфа Шапиро в Московском Художественном театре. В основе спектакля «Мефисто» - знаменитый роман Клауса Манна «Мефистофель. История одной карьеры». Он был написан в 36-м году, а большую международную славу получил в 81-м, когда венгерский режиссер Иштван Сабо снял фильм «Мефисто». Лента получила немало премий, в том числе и «Оскар» как лучший иностранный фильм.
С тех пор для многих образ Мефисто – преуспевающего актера, продающего свой талант ради карьеры во времена гитлеровской Германии, прочно ассоциируется со звездой немецкого кино Клаусом Марией Брандауэром, сыгравшим главную роль. Адольф Шапиро, давно подумавший о Мефисто, говорит, что против подвижного, эмоционального, пластичного европейского типа актера нарочно подбирал другой типаж – «артиста русского». Насчет Кравченко был уверен с самого начала. «Мефисто» Шапиро, конечно, – про здесь и сейчас. Это не только история об отношениях власти и творческой личности, но попытка угадать будущее общества.
«Вокруг нас тоже много такого творится, что можно не только книги читать, а просто повнимательнее посмотреть вокруг. И кое-что взять для спектакля, иначе нет смысла его ставить. Как говорит, Леша: «Твой герой - это не исторический спектакль2. Я не хотел делать исторический спектакль», - рассказывает режиссер Адольф Шапиро.
Для погружения во время актерам пришлось брать уроки танцев, научиться петь по-немецки. Понять контекст помогали книги и глубокие исторические экскурсы от Адольфа Шапиро.
«Я благодарен Адольфу Яковлевичу, который меня каждую репетицию насыщал информацией, потому что это, конечно, остросоциально, но мы - молодые ребята – многое не понимаем», - признается актер Андрей Бурковский.
«У меня дома лежит как минимум три книги, которые я обязан прочитать. Сейчас я этого не смог сделать, потому что работа. Но я прочту», - обещает актер Алексей Кравченко.
Необходимость выбора – для всех и всегда. Даже когда кажется, что выбора нет. Этот вопрос витает в воздухе надо всеми персонажами спектакля. Кто-то бежит в Париж и Америку, спасая жизнь. Кто-то – издает газеты, помогает подполью. Кто-то сотрудничает с сильными мира сего. Меняются исторические декорации. Но взаимоотношения власти и творческой личности – всегда на авансцене.