Начинает работу Национальный театральный фестиваль "Золотая маска"

04 февраля 2016 10:14
Чтобы сформировать его программу, эксперты отсмотрели 774 спектакля в Москве, в Петербурге и более чем в ста городах России. Но не только впечатляющее число участников привлекло внимание к смотру этого года.

Сегодня открывается 22-й Национальный театральный фестиваль «Золотая маска». Чтобы сформировать его программу, эксперты отсмотрели 774 спектакля в Москве, в Петербурге и более чем в ста городах России. Но не только впечатляющее число участников привлекло внимание к смотру этого года. Задолго до объявления номинантов «Золотой маски» СМИ захлестнула волна критики и споров вокруг фестиваля. 

Горячая полемика последнего времени вокруг «Золотой маски» обнаружила важный тренд: обществу отнюдь не все равно, как будет развиваться современный театр. Стало быть, театр обществом любим и востребован. И потому фестивалю, взявшему название Национальной премии, что и ответственность подразумевает в национальных масштабах, пришлось отвечать на серьезные вопросы. Многие театральные критики говорят: проблемы копились не один год. Главный упрек части профессионального сообщества – отсутствие новых лиц в составе экспертного совета «Маски» и предсказуемость номинантов.

«Россия не просто большая, в ней есть пространство, чтобы были самые разные театры, - считает член Комиссии СТД по критике и театроведению Григорий Заславский. - И театр новый, экспериментальный, и театр вполне традиционный, тоже очень хороший. Кто-то говорит о том, что "Золотая маска" должна показывать только новое – мне кажется, что "Золотая маска" должна показывать только хорошее. Живой театр».

Споры спорами – их в этом году не удалось избежать даже американскому «Оскару», но работа «Маски» продолжается. В Москве стартует фестиваль - беспрецедентный по количеству номинаций и диапазону участников, включающий классику и эксперимент. Уже традиционно смотр открывает новые провинциальные театры и города. В этом году список пополнили Серов, Ижевск и Новокуйбышевск.

«Спектаклей очень много – больше, чем в какой-либо другой год, - отмечает генеральный директор фестиваля «Золотая маска» Мария Ревякина. - Кто-то говорил, что слишком много номинаций. Но на самом деле творческих номинаций – лучшие спектакль, актриса, хореограф, не так много. Всего 41. Если это на огромную Россию, это совсем не много».

В огромной театральной России авторитет «Золотой маски» очень высок. Михаил Бычков – режиссер, основатель и худрук Воронежского камерного театра – неоднократно удостаивался премии. В этом году – он во главе драматического жюри.

«"Маска" – это очень важно, особенно для театров нестоличных. Я знаю очень многих коллег, для которых это просто единственная возможность достучаться до начальства, обратить внимание местных спонсоров и просто доказать публике, которая не всегда просвещена, что то, что делает театр, может быть чем-то, идущим на шаг впереди ожиданий публики», - объясняет режиссер, председатель жюри «Золотой маски» Михаил Бычков.

Жюри предстоит поистине титанический труд. Отборщики фестиваля составили широчайшую палитру спектаклей. В одной только номинации «лучшая режиссура» - 24 имени – от мэтров мирового театра, например, Ромео Кастеллуччи - до дебютантов премии - Айрата Абушахманова и Андреаса Мерц-Райкова. От российских возмутителей спокойствия - Константина Богомолова и Кирилла Серебренникова до театральных гуру – Камы Гинкаса, Алексея Бородина и Валерия Фокина.

Среди трендов в музыкальном театре – явное лидерство провинции над столицами. В авангарде – Урал: из Перми и Екатеринбурга – сразу несколько музыкальных и балетных спектаклей, в то время как знаменитая Мариинка представлена одной оперой и без балета. Отборщики отмечают большое количество дирижерских имен разных возрастов из разных регионов. С традиционными труппами и вековой классикой соревнуются эксперименты, такие как оперный проект «Сверлийцы» в Электротеатре «Станиславский», который, наверняка, вызовет споры у жюри, и не только.

«Мы живем, не надо забывать, в XXI веке. И то, что сейчас ставятся оперы наших современников, это такая реальность очень хорошая. И "Маска", конечно, реагирует на это. И в этом году, еще раз повторяю, было отсмотрено много новых опер. И «Сверлийцы» – это один из важных проектов, который выстрелил в этом году», - говорит музыкальный критик, председатель экспертного совета «Золотой маски» Екатерина Бирюкова.

Откроется фестиваль классической постановкой Самарского театра оперы и балета «Пиковая дама» Чайковского, работа Михаила Панджавидзе. У этой дамы на фестивале двойная конкуренция: кроме прочих, она соревнуется с оперой-двойником Мариинского театра и первой держит удар, открывая трехмесячный золотой марафон. Вплоть до середины апреля зрители будут смотреть то, что вряд ли увидели бы без «Золотой маски». Несмотря ни на какие перипетии, «Маска» must go on (должна продолжаться).  

Новости культуры

Все материалы темы "Золотая маска 2016">>>