Балет-праздник "Дон Кихот" вернулся на сцену Большого

06 февраля 2016 17:54
Этому балету в Большом почти 150 лет. Нынешней версии – почти 17. Последние годы он шёл на Новой сцене театра. Генеральный директор Большого театра Владимир Урин комментирует: "Это главный московский балет, его место на Исторической сцене, где он должен быть по закону!"

В Большом театре – премьера возобновлённого балета «Дон Кихот», шесть первых показов идут в эти дни на исторической сцене. На постоянные возобновления этот спектакль, как видно, обречён. Этому балету в этом театре почти 150 лет. Той версии, в которой он выпущен сейчас, почти 17 лет. Последние годы шёл на Новой сцене театра. Так что же произошло? Генеральный директор Большого театра Владимир Урин отвечает коротко и ясно: «Это главный московский балет, его место на Исторической сцене, где он должен быть по закону!» По какому закону? Видимо по закону о пожизненном рыцарском звании и выслуге лет.

Ведь что такое балет «Дон Кихот»? Это выдающийся каскад танцевальных номеров, это почти концерт, программа которого временами корректировалась, но оставался неизменным безмолвный конферансье Алонсо Кихано, концертный псевдоним Дон Кихот. Он и не танцует в строгом смысле слова, грациозно вышагивая в означенных эпизодах, он обеспечивает бессмертие спектаклю, каждое возвращение или обновление которого заслуженно объявляется премьерой. Об очередной – репортаж нашего корреспондента.

Балет вне возраста. За эти почти сто пятьдесят лет «Дон Кихот» никогда не исчезал из афиши. Его любят взрослые и дети.

«В "Дон Кихоте" есть все, что дает человеку определенный заряд в жизни. Есть радость, есть праздник, есть веселье. И классический танец, и характерный танец во всех его проявлениях», – отметил постановщик спектакля Алексей Фадеечев.

Алексей Фадеечев впервые поставил «Дон Кихота» в 1999-м. Вдохновение искал в танцах Мариуса Петипа и Александра Горского. Эти двое находились в сложных отношениях. Петипа считал своего ассистента бездарным копиистом. Но в «Дон Кихоте» ученик обошел учителя. Сломав строгую симметрию линий Петипа, Горский сделал танец свободным, легким и веселым.

Алексей Лопаревич – рыцарь без страха и упрека, вот уже тридцать лет сражается с ветряными мельницами на сцене Большого. Каждый раз перед выходом на сцену идет поздороваться со своим Росинантом.

Появление на сцене этих артистов всегда вызывает восторг зала. «Дон Кихот» потрясает зрителей своей яркостью. Это настоящая феерия. Не случайно версию Горского перенесли сцену Мариинки. Для того времени это было немыслимо – обычно столичный Петербург отдавал старые декорации и костюмы Большому и никогда не брал провинциальные постановки. «Дон Кихот» стал исключением.

«"Дон-Кихот" – этот тот спектакль, который действительно наполняет зрителей и артистов небывалой энергетикой. Ты выходишь после него, даже после репетиции, всегда в приподнятом настроении», – призналась солистка балетной труппы Большого театра Анна Тихомирова.

Главные герои Базиль и Китри – Владислав Лантратов и Мария Александрова – сводят зал с ума. Этих персонажей придумал крестный отец русского балета Мариус Петипа. Он написал либретто и был первым постановщиком. Но если бы не Горский, который сделал новую версию для Москвы, «Дон Кихот» был бы академичным, сдержанным, лишенным духа свободы.

«Потому что это Испания, потому что это алый цвет, даже если иногда его меняют на белый, музыка очень бравурная... Вообще, это всё не то: "Дон Кихот" – это праздник, это радость жизни», – поделилась прима-балерина Большого театра Мария Александрова.

Сейчас трудно представить, что в 1902 году «Дон Кихот» Горского не пришелся Мариинке. Его ругали и критики, и зрители. Называли обидно – декадентской мазней. Но в Москве балет обожали. К тому же, это единственный спектакль Горского, доживший до наших дней.

Новости культуры