Фильм "Война и мир" Сергея Бондарчука выпустят в форматах нового поколения
Экранизация киноэпопеи «Война и мир» Сергея Бондарчука признана одним из эталонов жанра, но даже эталонные плёнки не застрахованы от губительного воздействия времени. Восстановить легендарную картину для нового поколения зрителей взялись реставраторы «Мосфильма».
Знаменитая сцена бала, как под микроскопом – видны все отпечатки времени: царапины, мелкий мусор, где-то не хватает люстры, где-то – прическа у графини испортилась, а у ее спутника – мундир запылился.
«У нас специальный такой планшетик. И потихонечку, ручками, мы это все убираем, - показывает реставратор Татьяна Кузнецова. - Он становится не пыльный, чистый, на нем нет никаких царапин, никакого мусора».
И так - каждый кадр. Помимо механических повреждений, есть и проблемы с цветом, который за годы потускнел. Но на «Мосфильме» настроены оптимистично – говорят, еще полгода, и шедевр будет восстановлен.
«Есть масса источников, есть и бетакам, есть копии позитивные. Мы обратимся к создателям, я имею в виду оператора. Я могу заверить, что мы приложим все силы, чтобы зритель увидел картину такой, как ее видел зритель тогда», - пообещал заместитель генерального директора киноконцерна «Мосфильм» Игорь Богдасаров.
Эта киноэпопея была делом престижа - весь мир должен был понять, что процесс производства кино в СССР не уступают мировым стандартам.
Для съемок «Войны и мира», по заказу главного оператора Анатолия Петрицкого, была изготовлена уникальная камера по новой технологии. Эта камера сейчас не сохранилась, но одна из тех, что применялись тогда в работе над этой картиной, и ныне находится на «Мосфильме» и спрятана за стеклом.
Для съемок принципиально использовали новое кинематографическое оборудование. Был получен доступ к музейным фондам – декорации к фильму – это подлинная мебель XIX века. Целые воинские подразделения предоставило Министерство обороны, был даже сформирован отдельный кинематографический кавалерийский полк, а это 1500 всадников. Всего в массовке участвовало около 15 тысяч человек. Обычная 35-миллиметровая пленка не подходила.
«Вы видите, что даже там видны отдельные люди. Для этого и нужен был широкий формат, и пленка широкого формата», - объясняет оператор, заслуженный деятель искусств РСФСР Анатолий Петрицкий.
С пленкой были проблемы, ведь использовали экспериментальную 70-миллиметровую. Из-за низкого качества некоторые сцены переснимали десятки раз.
«На краях пленки обычно печатаются значки. На этой был "Шоссинский химфармзавод", который выпускал эту пленку. И вот однажды мы сняли портрет, крупный план старика Болконского. Пришли смотреть в зал, а у него на лбу через каждые 10 фунтов написано: "Шоссинский химфармзавод"», - вспоминает оператор, заслуженный деятель искусств РСФСР Анатолий Петрицкий.
Но авторы картины сделали невозможное. И в 1965 году «Война и мир» взяла первый приз на Московском кинофестивале. Ленту купили 80 стран. 70-миллиметровые проекторы были далеко не у всех, поэтому копии делали на пленку шириной 35 миллиметров. Это и сохранило картину. Сейчас фильм отсканирован, почищен машинным методом. Впереди - ручная чистка и цветокоррекция. На «Мосфильме» верят, что скоро «Войну и мир» можно будет увидеть не только в HD, но и в формате нового поколения 4К.