Тоомас Эдур: Сюжетный балет это самое сложное, что можно принести на сцену
Один из самых масштабных и популярных проектов телеканала «Культура» «Большой балет» вновь собирает у экрана огромную аудиторию поклонников. В новом сезоне за Гран-при телеконкурса сражаются 14 танцовщиков из шести музыкальных театров, в числе которых Большой, Мариинский, Михайловский, Красноярский, Пермский и Татарский театры оперы и балета. Конкурс уникален во многих аспектах, в нём собраны лучшие молодые силы отечественного балета.
Член жюри телевизионного проекта «Большой балет», художественный руководитель балета-театра «Эстония» Тоомас Эдур стал гостем программы «Худсовет».
Нара Ширалиева: Тоомас, сейчас мы можем с вами говорить только о первых ваших впечатлениях о работе в качестве члена жюри на проекте. Каковы они?
Тоомас Эдур: Во-первых, замечательный проект, единственный в мире, который доносит до миллионов людей искусство балета. Поздравляю телеканал «Культура»! Мои впечатления очень хорошие, хорошие ребята, кто-то больше подготовлен, кто-то – меньше. Но это как в жизни – всегда мы на разном уровне, кто-то вырастет чуть позже, кто-то – чуть раньше. Но в целом, уровень хороший.
Н. Ш.: По каким критериям вы будете оценивать конкурсантов? Тем более, что у вас огромный опыт работы и солистом, и хореографом, и вы получили одну из самых престижных в мире наград – Премию имени Лоуренса Оливье – наверное, за ваше ощущение особой роли драматического искусства в балете.
Т. Э.: Мне очень нравится драмбалет – сюжетный балет, если сказать правильно. Это самое сложное, что можно принести на сцену. В движении, и в абстрактных балетах тоже, должно быть чувство, которое идёт изнутри. Если исполнение или хореография пустая, то все это понимают. Для меня это очень важно.
Н. Ш.: Если возвратиться к критериям, то именно в этом аспекте вы будете пытаться выявить лучших из лучших?
Т. Э.: Да. Мы все были так обучены, во всех школах, будь это Большой театр, русская традиция, или это Париж, Лондон, что техника – это только форма выражения. Мы не должны видеть технику, мы должны видеть человека, его нутро, что он им пользуется, мышцы должны чувствовать музыку – вот такие вещи мы должны замечать на сцене.
Н. Ш.: Как вам кажется, участники проекта, выходя на эту, можно сказать, импровизированную сцену в павильоне «Мосфильма», волнуются больше, чем в ситуации обычной премьеры в их родном театре?
Т. Э.: Несомненно. Это очень большой вызов, я снимаю шляпу перед ними. Выходить на такую сцену – это другое освещение, ты не можешь себя никак подготовить – и так танцевать! Они все молодцы, все уже выиграли. Но мы должны выбрать лучшего, конечно.
Н. Ш.: Тоомас, вообще, в традиционном понимании, считалось, раньше, по крайней мере, что даже самая профессиональная телесъемка убивает хрупкое, эфемерное и сиюминутное в хорошем смысле искусство балета, и вообще театра. То есть театр надо видеть живьём, балет – тем более. Как вам кажется, проект сможет сломать этот стереотип навсегда?
Т. Э.: Я посмотрел прошлый сезон, и мне кажется, что снято очень профессионально, формат очень хорошо адаптирован для публики и телевидения. А как сказал Баланчин, который тоже был мастером и очень много записывал своих балетов и участвовал в записях, – самое главное, чтобы было видно, что танцовщик танцует. А не декорации за ним двигаются.
Н. Ш.: Спасибо вам большое, и я желаю всем нашим зрителям, огромной аудитории «Большого балета» так же интересно встречаться с вами на протяжении всего проекта. До встречи в эфире!
INSTAGRAM (запрещена в РФ) ПРОЕКТА "БОЛЬШОЙ БАЛЕТ"
Участники "Большого балета" готовятся представить сольную программу
Все материалы о проекте "Большой балет"