Руководители ведущих столичных музеев встретились в институте "Стрелка"

12 февраля 2016 15:39
Во многом для современных музеев посещаемость - это критерий эффективности. Музеи существуют в ситуации очень жёсткого соперничества, где конкурент - всё мультимедийное пространство. Чтобы убедить человека в ценности непосредственного контакта с произведением искусства, требуются серьёзные усилия.

С кем и ради чего сегодня конкурируют музеи? Является ли посещаемость показателем качества работы? Как привлечь в музеи молодёжь, и стоит ли руководствоваться в работе известной заповедью - «развлекая, просвещай»? Эти и многие другие вопросы директора ведущих столичных музеев обсудили в ходе дискуссии в институте «Стрелка».

На недостаточную посещаемость сегодня сетует даже Третьяковская галерея на Крымском валу. Речь, конечно, не о выставке Серова, которую посмотрели рекордные 485 тысяч человек – о постоянной экспозиции – коллекции искусства XX века. Во многом для современных музеев посещаемость – это и критерий эффективности. Музеи существуют в ситуации очень жёсткого соперничества, где конкурент – всё мультимедийное пространство. Чтобы убедить человека в ценности непосредственного контакта с произведением искусства, требуются серьёзные усилия.

«Сейчас мы имеем дело с совершенно иным посетителем, воспитанным на том, что с самого раннего возраста он присутствует в дигитальном пространстве. С ним нужно разговаривать совершенно другим языком и, представляя ему все те же самые вечные шедевры, преподносить это ему несколько иным образом, чем это делали 30-40 лет назад», - отметила гендиректор Государственной Третьяковской галереи Зельфира Трегулова.

Искусство интерпретации, донесения становится главным. Важно и планку интеллектуальную не опустить, и суть для зрителя сделать понятной. В музее современного искусства «Гараж» после переезда в Парк Горького, кажется, в этом преуспели.

«Пять месяцев, я бы назвал их летними, приходит публика, которая впервые оказалась в музее в своей жизни. Сейчас существует visitor experience – такой человек, который отвечает за публику, что она должна испытывать. Мы издаём газету, мы делаем бесплатный буклет к выставке с объяснением, делаем аудиогид, потом наши смотрители проходят подготовительные курсы "Cмотритель может тебе рассказать", у нас гардеробщики изучают это, – рассказал директор Музея современного искусства «Гараж» Антон Белов.

Современным искусством пытаются заинтересовать молодых посетителей и в Еврейском музее и центре толерантности.

«Очень многие люди приходят на временные выставки и заодно заходят на основную экспозицию», – объясняет главный куратор Еврейского музея и Центра толератности Мария Насимова.

Одна из основных проблем, отмечают музейщики, незнание кто он – завтрашний посетитель. Директор ГМИИ имени Пушкина Марина Лошак призналась – до сих пор не понимает, для кого строят музейный квартал.

«Половину времени мы тратим на то, чтобы понять, кто эти люди, для которых мы строим этот музей. Всегда будут те, кто будет ходить в такой музей, как Уффици, где директор, грустно глядя за окно, будет говорить: "Придётся строить кафе"», - говорит директор Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина Марина Лошак.

Директор Мультимедиа Арт Музея Ольга Свиблова призывает воспитывать будущих посетителей музеев с самого детства. Сделать специальные уроки в школах. И, возможно, проблема будет решена.   

Новости культуры