Третьяковка готовится к открытию большой ретроспективы Ивана Айвазовского

20 мая 2016 15:38
По мнению музейщиков, она повторит успех зимней выставки Серова. Для экспозиции на Крымском валу кураторы отобрали около 100 живописных произведений и 50 графических листов. Сейчас эти работы изучают специалисты.

Третьяковская галерея готовится к открытию большой ретроспективы Ивана Айвазовского. По мнению музейщиков, она повторит успех зимней выставки Серова. Для экспозиции на Крымском валу кураторы отобрали около 100 живописных произведений и 50 графических листов. Сейчас эти работы изучают специалисты.

Отдел комплексных исследований. Сюда попадают картины из музейного фонда Третьяковской галереи, которые нуждаются в изучении. И исследования здесь проходят в несколько этапов. Ультрафиолет, инфракрасное излучение, рентген.

«Берём картину, кладём её, плёночку достаём, накладываем поверх изображения, центрируем, включаем аппарат. Идёт съёмка, - рассказывает рентгенолог отдела комплексных исследований Государственной Третьяковской галереи Ирина Касаткина. - Потом иду в проявительную – проявлять. И вот то, что у нас получается на рентгенограмме». 

Сейчас специалисты исследуют «Неаполитанский залив ночью», написанный Иваном Айвазовским в 1895 году. Удалось обнаружить подготовительный рисунок. 

«Айвазовский всегда артистически подходил к живописному замыслу. Он всегда набрасывал будущую композицию, но в процессе работы вносил изменения. Скажем, в этой картине, диск луны он сначала наметил ниже и левее, а потом решил, что композиционность центра лучше сместить», - рассказывает научный сотрудник отдела комплексных исследований Государственной Третьяковской галереи Юлия Дьяконова.

Айвазовский всегда артистически подходил к живописному замыслу. Он всегда набрасывал будущую композицию, но в процессе работы вносил изменения. Скажем, в этой картине, диск луны он сначала наметил ниже и левее, а потом решил, что композиционность центра лучше сместить.

Через микроскоп, с помощью многократного увеличения эксперты Третьяковской галереи отслеживают последовательность работы художника, видят реставрационные вмешательства, оценивают степень сохранности картины. 

«Также мы можем уточнить включения. Например, мы видим жёлто-оранжевые включения, это, скорее всего, результат того, что художник смешивал вручную краски – не просто писал из тюбика – выдавливал и писал, а немножечко подмешивал для определённого оттенка краски другие пигменты», - объясняет научный сотрудник отдела комплексных исследований Государственной Третьяковской галереи Екатерина Воронина.

В отделе комплексных исследований уже изучили порядка 30 работ художника, которые будут представлены на выставке. Планируется, что экспозиция к 200-летию со дня рождения Ивана Айвазовского откроется 29 июля в Третьяковской галерее на Крымском Валу. И познакомит публику не только с его творчеством. Документальный раздел посвятят Айвазовскому-меценату, первому почетному гражданину Феодосии.

   

Новости культуры