"Явление Христа народу" Александра Иванова. Знакомимся с историей создания полотна

19 мая 2016 15:41
22 мая Государственная Третьяковская галерея торжественно отметит 160-летие со дня основания. Юбилейные дни – повод ещё раз навестить музейные залы, взглянуть на хрестоматийные полотна свежим взглядом. Знаковое произведение для русской живописи рождалось в Риме. Воплощение грандиозного замысла заняло около 20 лет. И ещё более долгим и непредсказуемым был путь картины в коллекцию Третьяковской галереи.

22 мая Государственная Третьяковская галерея торжественно отметит 160-летие со дня основания. Юбилейные дни – повод ещё раз навестить музейные залы, взглянуть на хрестоматийные полотна свежим взглядом и вспомнить историю их создания. «Явление Христа народу» Александра Иванова – знаковое произведение для русской живописи – рождалось в Риме. Воплощение грандиозного замысла заняло около 20 лет. И ещё более долгим и непредсказуемым был путь картины в коллекцию Третьяковской галереи, где сегодня она занимает одно из центральных мест.

«Явление Христа народу» Александр Иванов повёз из Италии на родину – в Петербург. Размеры картины 540 на 750 сантиметров. Ящик для перевозки полотна был настолько большим, что не входил в трюм корабля. Иванов писал, что еле договорился с капитаном, чтобы картину поместили на палубе.

«И надо же такому случиться, разразился шторм. Волны заливали палубу. Художник страшно переживал, что его работа – цель всей его жизни – может погибнуть в одночасье. О себе он практически не думал. Он молил Бога, чтобы он оставил картину, чтобы она не погибла», – рассказывает завотделом живописи XVIII – первой половины XIX века Государственной Третьяковской галереи Людмила Маркина.

Корабль благополучно прибыл в Марсель. Оттуда картину везли на специальной платформе по железной дороге в Париж – Берлин – Гамбург. Там картину погрузили на корабль, следующий в Петербург. Иванов хотел, чтобы его грандиозное полотно приобрёл Александр Второй. В 1838 году он посещал мастерскую художника и видел эскизы – начало работы, но когда ему показали законченное полотно, был разочарован.

«Картина была написана в академическом духе, а уже идет 58-й год – середина века, появляются новые тенденции в живописи, уже есть интерес к реалистическому восприятию натуры», – отмечает Людмила Маркина.

Встал вопрос – что же делать с полотном. За картину Иванов просил 10 тысяч серебром. Но денег так не дождался. В то время свирепствовала холера, и мастер умер, так и не узнав, что картину император всё же приобрёл, правда, за меньшие деньги, а также наградил художника орденом Святого Владимира.

«Явление Христа народу» было представлено в Петербургской академии художеств вместе с многочисленными этюдами и эскизами. Картину захотели увидеть в Москве, в 1861 году её выставили в здании первой гимназии, а после император подарил полотно первому публичному музею Белокаменной. В Третьяковскую галерею оно поступило в 1932 году, было выставлено в специально пристроенном зале. Во время Великой Отечественной войны было эвакуировано в Новосибирск, откуда и вернулось в Третьяковку исполнять свою миссию – Иванов верил, что «Явление Христа народу» поможет русскому обществу преодолеть свои пороки и недостатки. Оно увидит, услышит, переродится.

Новости культуры

Читайте также:

К 160-летию Государственной Третьяковской галереи на телеканале "Культура"

"Главная роль". Спецвыпуск. Зельфира Трегулова

Третьяковская галерея. 160 лет со дня основания. Все материалы темы