Произведения камнерезного искусства представлены в Московском Кремле
В Одностолпной палате Патриаршего дворца открылась выставка «Во власти камня». Такое название получила большая ретроспектива работ выдающегося художника, скульптора и ювелира Василия Коноваленко. Мастер, возродивший полузабытую традицию отечественного камнерезного искусства, уже при жизни стал фигурой почти легендарной. Коллекцию его миниатюр, представленную на первой же персональной выставке, Гохран закупил оптом как национальное достояние. У Коноваленко была собственная школа. Но статус художника-одиночки серьезно осложнял отношения с властями. Этой выставки в Кремле пришлось ждать сорок лет.
Одностолпная палата Патриаршего дворца едва вместила людей, которые захотели оказаться «во власти камня». Эти работы «соперника Данилы-мастера», как называли Василия Коноваленко, привезли из нескольких музеев России и США. В церемонии открытия приняли участие заместитель председателя Правительства России Ольга Голодец и руководитель Администрации Президента, председатель Попечительского совета музеев Московского Кремля Сергей Иванов.
«Это великое русское наследие камнерезов. То, что всегда пользовалось почетом и уважением в России. Это отражено в наших сказках, сказаниях. Не зря Василия Коноваленко называли Данилой-мастером», – сказал руководитель Администрации Президента России Сергей Иванов.
Василий Коноваленко начинал как театральный художник – создавал декорации к спектаклям Кировского, ныне Мариинского, театра. После оформления балета Прокофьева «Каменный цветок» к камням стал неравнодушен. Подружился с геологами и из совместных экспедиций привозил мешки минералов, которые превращал в шедевры.
«Надо понять камень, суметь показать его суть, и тогда он откроет людям свою необыкновенную красоту», – говорил Василий Коноваленко.
Познав феномен минералов, скульптор создал целую галерею образов – от исторических персонажей до народных типажей. Среди них – рыбак, который ловит рыбу, маляр и балалаечник. Он предпочитал персонажей дореволюционной России – сельских жителей за нехитрыми занятиями. А ему настойчиво советовали взяться за образы героев труда. Под давлением художник даже начал работать над скульптурой «Ленинский субботник». Композицию так и не закончил. Остались только заготовки: буденовка, кепка, сапоги.
Практически в одиночку Коноваленко возродил и искусство полихромной скульптуры.
«На тот момент это искусство было абсолютно забыто. В дореволюционный период интерес к вырезанным изделиям из драгоценных, полудрагоценных камней был в моде. К 60-м годам ХХ века этот интерес уже пропал, и не осталось мастеров», – рассказала генеральный директор Музеев Московского Кремля Елена Гагарина.
Когда-то импрессионист Клод Моне брал у камня уроки раздельного мазка. Так и Василий Коноваленко видел живопись в минералах. В его палитре розовый с прожилками – родонит, пестроцветная яшма и густой, сочной синевы лазурит.
«Коноваленко смело и точно подбирал камни, имитируя текстуру разных материалов – тканей, дерева, кожи. Иногда камни «капризничали», не поддавались мастеру, но он считал, что с минералами спорить не нужно, они созданы самой природой», – отмечает Эдвард Нэш, исполняющий обязанности вице-президента по исследовательской работе и коллекциям Музея природы и науки Денвера (США).
В 1973 году в Русском музее открылась выставка Василия Коноваленко, где мастер представил результаты своего 20-летнего труда. Она имела оглушительный успех. Скульптора называли вторым Фаберже. Готовилась к открытию и экспозиция в Москве, в Патриарших палатах.
Но проект неожиданно отменили. Комиссию Министерства культуры не устроила «лапотная Русь, искажающая образ советского человека». В 1981 году Коноваленко уехал в Америку, где до последнего работал с камнем. Образы были те же – народные, неприхотливые и выразительные.
Читайте также:
Выставка-ретроспектива ювелира Василия Коноваленко проходит в Москве
Елена Гагарина рассказала о выставке "Во власти камня" в программе "Главная роль"