Выставка в Петербурге рассказывает о феномене мужского щегольства в России
Выставка «Красавец мужчина. Русский модник на театре» открылась в Шереметевском дворце. Она посвящена феномену мужского щегольства в России. Репортаж Дмитрия Ясковского.
Уже само название выставки «Красавец мужчина или русский модник на театре» как бы предлагает с иронией взглянуть на моду минувших столетий. Действительно, галантный XVIII век делал мужчину похожим на даму.
«В XVIII веке идеалом мужской фигуры был грушевидный силуэт: с узкими плечами, расширяющимися бедрами и изящными, стройными ногами. В начале XIX века приходит другой силуэт, треугольный, именно он и сохранился до наших дней, на наш взгляд, как самый привлекательный тип мужской фигуры», ‒ пояснила хранитель Фонда личных урашений Исторического музея, куратор выставки Наталья Виноградова.
Если закрыть глаза на детали, мужская мода и сейчас та же, что во времена Пушкина. Вполне можно прогуляться по Невскому в костюме из театральной гардеробной. Музей театрального и музыкального искусства исследует не столько мужскую моду, сколько ее влияние на театральный язык разных эпох. В костюме Чацкого невозможно произносить реплики Фамусова или Скалозуба.
«Бывает, когда ты репетируешь, работаешь над ролью, и она не идет, а надеваешь костюм, и все ложится», ‒ поделился актер Олег Коробкин.
На выставке можно рассмотреть тот самый онегинский двойной лорнет, который он наводил «на ложу незнакомых дам», загадочные для многих гамаши из стихотворения Маршака о человеке, рассеянном с улицы Бассейной. Можно увидеть, как выглядит пороховница, в которой еще есть порох. Некоторые экспонаты подобраны с долей иронии ‒ набор инструментов для ухаживания за усами или мужская ночная ваза. А вот мода шутить над модниками пришла уже после революции. Тогда даже слово «денди» стали произносить с явным пренебрежением.
«Если вы посмотрите, в кино все персонажи, которые пытаются модно одеться или принадлежат хоть как-то к такой культуре, они отрицательные», ‒ добавила Наталья Виноградова.