Юбилей режиссера Андрея Гончарова отметили в Москве фестивалем
Театр Маяковского, ГИТИС и Театр на Малой Бронной проводят сегодня мини-фестиваль, посвященный 100-летию со дня рождения Андрея Гончарова. Он более 30 лет руководил «Маяковкой». С его именем связано становление режиссерского факультета ГИТИСа. Мини-фестиваль – это всего один день, наполненный встречами, мастер-классами, кинопоказами и воспоминаниями о выдающемся режиссере. Алия Шарифулина продолжит.
В ГИТИСе с самого утра ‒ неформальная встреча с учениками мастера «Галдеж по Гончарову». Это выражение принадлежит Пётру Фоменко. Когда он ставил свой первый спектакль «Смерть Тарелкина», на репетицию заглянул Андрей Гончаров. Фоменко схватил табуретку и пригрозил: если тот не уйдет, он ее запустит... «Учитель, мучитель, спаситель» – формула Гончарова, которую познали многие. В ГИТИСе режиссер выпустил 12 курсов. Гордился тем, что его трудовая книжка лежала именно там.
«Он один из первых, кто организовал воспитание режиссеров совместно с артистами, ввел систему мастерских», ‒ рассказал режиссер Сергей Женовач.
У каждого из пришедших своя история о Гончарове. О том, как он сознательно не запоминал или коверкал фамилии учеников, чтобы не расслаблялись, заставлял переписывать от руки книгу «Этика Станиславского», чтобы научились уважать театр. Говорил, самое главное в режиссуре – умение выжить, и устраивал всем испытания на выживание.
«Он был строгим человеком. Он очень не любил, когда опаздывают, очень ценил дисциплину. Но при этом он был замечательным педагогом и человеком. Он всегда был готов помочь, приютить, дать денег взаймы. Привести спиртное на картошку, когда студенты мерзли», ‒ подчеркнул режиссер Сергей Голомазов.
Воспоминания звучали и в Театре Маяковского, где Андрей Гончаров создал одну из самых ярких в столице театральных трупп. О его репетициях ходили легенды. «Русское торнадо» ‒ так называли Гончарова. Он существовал на высочайшем градусе. Считал: «Температура 36 и 6 на сцене – это не театр».
«Если спектакль не станет явлением, если не всколыхнет Москву, значит, что это за труд?!» ‒ пояснил режиссер Юрий Иоффе.
Он любил повторять: «Все что происходит на сцене, должно попадать в воспаленную зону зрительского сознания. Если человек не вынес из театра потрясения, значит все прошло впустую». Ошеломляющую режиссуру Гончарова испытал на себе и Леонид Хейфец, когда увидел его спектакль «Вид с моста» по пьесе Артура Миллера.
«Мы увидели неприкрашенного человека, не человека с сияющей улыбкой, говорящего, как ему хорошо, а человека, у которого трудная, тяжелая жизнь, борьба и любовь», ‒ вспоминает режиссер, народный артист РФ Леонид Хейфец.
Этот спектакль был поставлен в 59-м году в Московском драматическом театре – ныне это Театр на Малой Бронной. Здесь открылась фотовыставка, посвященная Андрею Гончарову. На какой бы сцене он ни работал ‒ везде создавал «тотальный театр». Гончаров говорил, что мечтает найти такие выразительные средства, которые бы показали человека крупным планом, крупнее, чем кинематограф и телевидение.