В Государственном центре современного искусства покажут работы Владимира Янкилевского
«Анатомия чувств» - это название выставки, посвященной памяти Владимира Янкилевского. Художника-нонконформиста, одного из лидеров советского неофициального искусства эпохи 60-х. Экспозицию в Государственном центре современного искусства осмотрела Анастасия Егорова.
Владимир Янкилевский - представитель второй волны русского авангарда. Художник, работы которого возмутили Никиту Хрущева на знаменитой «разгромной» выставке 1962 года в Манеже. Тогда глава государства провозгласил, что советскому человеку такое искусство не нужно: мазню - уничтожить, художников - запретить.
Владимир Янкилевский на долгие годы ушел в подполье: не мог выставляться, хранил картины в небольшой мастерской. Продолжал искать смелые образы, делать невидимое видимым, объединял на своих полотнах мужское и женское. Графично, свободно.
«Он нашел форму, в которой объединил человечество. И человек, который у него является моделью всего космоса, мира. Эта модель антропоцентрическая. Когда космос имеет образ человека, а человек - образ космоса», - отметил куратор выставки Виталий Пацюков.
Этот «Мужской портрет» - из коллекции кардиохирурга Михаила Алшибая. Прежде чем оказаться в России, картина поездила по миру. В середине 60-х Владимир Янкилевский подарил работу своему знакомому- бразильскому художнику, его имя, к сожалению, неизвестно.
«Этот художник учился в России, и перед отъездом в Бразилию Володя подарил ему в знак их дружбы эту работу. Она была даже не подписана», - заявил коллекционер Михаил Алшибая.
Янкилевский предпочитал триптих. В его композициях - линия горизонта, бесконечное пространство. Как на живописных работах из личной коллекции Ольги Свибловой. Кот с птицей в зубах – символ вечности, беззащитной жизни. Фотографии Янкилевского – вновь попытка найти образ идеального мира.