Выставка работ мастера иконописи Симона Ушакова развернута в Третьяковке
Мастер, который творил на переломе эпох. Иконописец XVII века Симон Ушаков – это фигура, которую принято связывать с заключительным периодом истории искусства Московской Руси. Но в такой же степени он и его работы принадлежат Новому времени. Открыть большую и подробную монографическую выставку Ушакова Третьяковка планировала ещё в начале 80-х годов. Но проверка подлинности произведений, их изучение заняли много времени. Результаты этих исследований теперь представлены в залах музея в Лаврушинском переулке. Чтобы продемонстрировать наследие Ушакова во всём его многообразии, свои запасники открыли Эрмитаж, Русский и Исторический музеи, музеи Московского Кремля и многие другие.
В день Владимирской иконы Божией Матери Третьяковка представила по-настоящему грандиозный проект. Симон Ушков – царский изограф, работавший во второй половине XVII века в Оружейной палате Московского Кремля и непосредственно выполнявший царские заказы. Кстати, на выставке можно увидеть своеобразную переписку Ушакова с царем – это ответ Ушакова на указ Алексея Михайловича. Иконописец сетует на то, что ему дали мало времени на роспись Грановитой палаты, и он не успеет в срок.
Мастер, которого одни считают выдающимся художником, создателем нового стиля, реформатором, боровшимся с низким качеством ремесленного производства икон, другие – едва ли не виновником гибели русской иконописи, проводником европейских идей. Эта экспозиция – дань памяти и уважения, а еще стремление понять: кто же он – Симон Ушаков, один из трех великих русских иконописцев.
«И если люди представляют себе довольно хорошо, что такое Дионисий – достаточно приехать в Ферапонтово, мы представляем себе, что такое Андрей Рублев, храня главное его творение – "Троицу". Но люди с трудом себе представляют, что такое в реальности Симон Ушаков, кроме того, что это такой поздний этап русской иконописи», - говорит генеральный директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова.
В историю русской иконописи Симон Ушаков вошел как создатель стиля живоподобия. Его иконы больше напоминают западные картины, чем русские образа эпохи Андрея Рублева. Работы Симона Ушакова часто упрекают именно за это. Парадоксально, но сам иконописец хотел в своем творчестве, и завещал это всем своим ученикам, сохранить традиции древних мастеров Византии, у которых когда-то учились все русские изографы.
«Плеяда учеников Симона Ушакова - это последние из могикан, те, кто продолжали соединять православную наполненность образа с изяществом, тонкостью древних традиций, пытаясь возродить подлинное, истинное начало византийской культуры», - объясняет заведующая отделом древнерусской живописи ГТГ Наталья Шередега.
Кстати, многочисленные ученики, все, как один копировавшие стиль Ушакова, стали настоящей проблемой для исследователей. Иногда было очень сложно отличить их работы от произведений учителя. Две композиции назидательного характера, представленные на выставке, так называемые притчи, были приобретены еще самим Третьяковым как произведения Ушакова. Однако это оказалось не так. Но есть и случай прямо противоположный.
«Икону мы приобрели абсолютно черную, не понимая до конца, кто автор… Ну, было понятно, что это Богоматерь, Одигитрия, но только после двухлетней реставрации раскрылся образ великого мастера Симона Ушакова. Сейчас можно видеть надпись, подтверждающую подпись Симона Ушакова, где написано, что он писал эту икону с учеником, уже после реставрации. Это уникальный памятник», - утверждает коллекционер, основатель Музея русской иконы Михаил Абрамов.
Возможно, Симон Ушаков был бы очень удивлен некоторым современным оценкам его творчества. Эта выставка, по замыслу ее создателей, должна предоставить слово самому иконописцу. Только говорить за него будут его произведения.