Музей современного искусства представляет экспозицию Петера Вайбеля

11 сентября 2015 12:31
Он – специальный гость Шестой Московской биеннале современного искусства, которая официально откроется 22 сентября. Выставка Петера Вайбеля – это часть параллельной программы биеннале. Его называют медиапатриархом искусства, или пионером медиаискусства.

Московский музей современного искусства представляет персональную выставку австрийского художника, куратора Петера Вайбеля. Он – специальный гость Шестой Московской биеннале современного искусства, которая официально откроется 22 сентября. Выставка Петера Вайбеля – это часть параллельной программы биеннале. Его называют медиапатриархом искусства, или пионером медиаискусства. Что в общем одно и то же. В его работах искусство и технологии неразделимы, и вопрос о том, что первично, для Вайбеля не имеет смысла. 

Петер Вайбель – художник-революционер, философ и теоретик, один из главных кураторов в Европе, который уже много лет открывает миру новых звёзд в области современного искусства, человек с необыкновенным чутьём. В мировом арт-сообществе за ним закрепился титул медиума, пророка. Это иллюстрируют его работы: например, его эскиз «Скульптуры в публичном пространстве», созданный в 1984 году, или арт-объект «Музей Гуггенхайма как бар», предваривший глобальные изменения в самой структуре музея, который в XXI веке уже не только просвещает, но и развлекает. Корреспонденты «Новостей культуры» попросили Петера Вайбеля предсказать будущее нашей страны в сфере современного искусства.

«Абстрактное искусство родилось в России. Именно Малевич и Кандинский задали векторы развития мирового искусства, определили его будущее. Хотя сами эти художники называли своё искусство протестом против современной цивилизации. Парадокс! Сегодня в России тоже с трудом принимают мировые современные тенденции, а это значит, что именно здесь, в России, вскоре, может случиться кардинальный прорыв, мировая революция в области искусства», - убежден Петер Вайбель.

Петер Вайбель - такой же мастер закольцовывать пространство, как Мауриц Корнелис Эшер. Всё взаимосвязано, вытекает одно из другого. Вайбель - пионер радикального акционизма. В 60-е годы своими перформансами он шокировал, приводил в ступор европейских буржуа. Когда Вайбель на полном серьёзе начал заявлять, что мир искусства поглотят медиа и технологии, ему не верили, сегодня всем очевидно, что зря.

«Тотальная рефлексия, когда каждый шаг, мысль, движение, отношения между людьми подвергаются анализу. Парадоксы и жесты, которые оценивались как скандальные, вызов буржуазному обществу, полемика с господствующей системой, -- это всегда какой-то радикальный жест с использованием новых медиа и игра в различные медиапроблемы», - считает куратор выставки Иосиф Бакштейн.

Ретроспектива Петера Вайбеля занимает четыре этажа Московского музея современного искусства. В экспозиции – видеодокументация знаковых перформансов и акций, его знаменитая работа «Бесконечная выставка одного слова», легендарные медиаинсталляции, такие как «Распятие идентичности» и «Бесконечный сэндвич». Специально для московской ретроспективы Петер Вайбель создал инсталляцию «Комната» - это его философская трактовка ситуации в современной России. Ответ Вайбеля: смотря с какой точки зрения посмотреть»
 

Новости культуры