"Гоголь-центр" открыл новый сезон премьерой поэмы "Кому на Руси жить хорошо"

16 сентября 2015 10:22
Вслед за Некрасовым, режиссёр Кирилл Серебренников задался вопросом: «Кому на Руси жить хорошо?». Ответ на него искал вместе с актёрами. Для начала они вместе отправились в экспедицию по местам жизни автора и героев поэмы. Первой остановкой была Карабиха – поместье Некрасова.

Новый сезон в «Гоголь-центре» открыли премьерой, сыгранной под эгидой фестиваля «Черешневый лес». Вслед за Некрасовым, режиссёр Кирилл Серебренников задался вопросом: «Кому на Руси жить хорошо?». Ответ на него искал вместе с актёрами. Для начала они вместе отправились в экспедицию по местам жизни автора и героев поэмы. Первой остановкой была Карабиха – поместье Некрасова.

Некрасов писал, что поэму «Кому на Руси жить хорошо» собирал «по словечку». Постановку по этой поэме Кирилл Серебренников начал собирать с поездки с труппой «Гоголь-центра» по России.

Молодых артистов режиссер повёз, чтобы посмотрели, как устроена страна, и чтобы полюбили – что важно! – её именно такой. Говорит, в комфортной столице этого не понять! Играют здесь не про крестьян. Некрасовский текст вложен в уста героев сегодняшних – народа, который оставил противоречивое впечатление у путешественников. Собственно, как и у автора первоисточника.

«Вот этот «кач», этот диапазон – «ты и убогая, ты и обильная, ты и бедная, ты и богатая, ты и ужасная, ты и прекрасная» – диапазон чувств, страстей, качества человеческого – это очень важное свойство России, и это важно для понимания Некрасова», – убеждён режиссёр Кирилл Серебренников.

Как и у Некрасова, спектакль собрали из разных частей, обособленных глав. Принцип коллажа отразился и на жанре. Здесь и перформанс, и драма, и рок-опера. Вторая часть спектакля называется «Пьяная ночь». Она без слов. Построена исключительно на хореографии.

«Мы ушли от истории «пьяных», мы ушли от истории водки, мы ушли от истории греховного мужика в ватнике – мы пришли к какой-то другой реальности вот этого летящего над миром человека, который хочет счастья!», – поясняет режиссёр-хореограф Антон Адасинский.

Собирательный образ «русской женщины» лег на плечи, приглашённой специально для этой постановки, – Евгении Добровольской. В эксперименты Серебренникова с классикой окунается с головой не в первый раз. В экспедицию актриса не ездила.

«Мне не надо ездить по Руси. Я достаточно хорошо это всё знаю. Некрасов – своеобразный поэт, он писал про ту Россию, которую как раз ребята ездили и смотрели, и получился замечательный документальный фильм. Но это всё неосознанно и всё равно в крови», – считает народная артистка России Евгения Добровольская.

И поэма, написанный после отмены крепостного права, и этот спектакль – о свободе и рабстве. О выборе, который делает русский человек. И о «русском мире», границы и суть которого пытаются нащупать создатели спектакля. А на сакраментальный вопрос – «Кому живется весело, вольготно на Руси» – они, как и Николай Некрасов, не отвечают.
 

Новости культуры