О легендарной коллекции Георгия Костаки
Музей современного искусства в Салониках открывает новое пространство. Оно создано специально для легендарной коллекции Георгия Костаки - одного из самых полных собраний русского авангарда за пределами России, которое стало основой музея. Из Греции сообщает Анна Галинская.
Причин приехать в Грецию много, но сейчас появилась еще одна. В Салониках - городе, основанном в 315 году до нашей эры, теперь хранится одно из самых полных собраний русского авангарда за пределами России - часть легендарной коллекции Георгия Костаки. В музее она находится с 2000 года, но только сейчас ее представили масштабно.
«Наша задача - чтобы человек, который приходит и ничего не знает ни о Костаки, ни о том, что такое русский авангард, вышел с каким-то представлением, с какой-то наполненностью», - рассказывает куратор проекта Кристина Краснянская.
Знакомство с коллекцией Костаки лучше начинать с комнаты, ему посвященной. Дочь коллекционера Алики Костаки была свидетелем его страсти к авангарду. Когда он распродавал фарфор и шубы дочерей, прощался с работами любимого Пиросмани ради искусства, которое называли «мусором». Музею Алики подарила огромный архив - Костаки собирал не только холсты, но и все, что связано с художниками.
«Я уговорила семью. Во-первых, революционный фарфор, несколько работ Суетина. Чашечка, расписанная Кандинским. Делить на четверых - это смешно. И я им сказала: «Ну что, ребятки, сейчас мы поделим, скоро это у кого-нибудь потихоньку разобьется, а это музейные вещи»», - поделилась искусствовед, дочь Г. Костаки Алики Костаки.
Эти вещи сейчас музейные. А когда Георгий Костаки их собирал, в Москве о нем говорили «грек - чудак», а теперь, что «он имел дар предвидения». Заново открыл Попову, Родченко, Клюна. Он проводил открытые квартирные выставки. Его коллекция из странной переросла в знаковую.
Сложно представить, что все эти картины висели в трехкомнатной квартире на проспекте Вернадского. От пола до потолка авангардом были украшены все стены. Вот здесь, в этой экспозиции, 400 работ, и они занимают три этажа. В запасниках этого музея еще около 1000 предметов. В Третьяковской галерее еще 800. Коллекция огромна и окружена легендами.
В Москве квартиру взламывали, работы похищали. В Штатах наоборот - квартиру взламывали и похищали все, кроме холстов. Костаки пытался договориться с Фурцевой о музее, но тогда было слишком рано. Советские власти были настроены враждебно по отношению и к неофициальному искусству, и к его собирателю. Выход был на поверхности - эмиграция. А его решение, обдуманное годами, 80 процентов коллекции - Третьяковке, 20 - с собой. в 2000 году эту часть и приобрела Греция.
«Это очень важная культурная инвестиция. Я считаю, что это самая важная инвестиция в этом плане, которая была сделана Министерством культуры Греции когда-либо. Они поняли, что это очень важная коллекция», - говорит директор Государственного музея современного искусства в Салониках Мария Цанцаноглу.
Сейчас коллекция стала основой для создания Центра русского авангарда в Салониках. Сотни работ еще не до конца исследованы. К примеру, когда готовили эту выставку, на обороте картины Поповой нашли эскиз ее знаменитого итальянского натюрморта, хранится который, кстати, в Третьяковке. Две части коллекции, как говорят специалисты, полностью самодостаточны, но все-таки имеют общий стержень. То, что Костаки собирал 30 лет, теперь еще долго будут изучать и делать новые открытия. Музей создан специально для этого.