85 лет со дня рождения Элема Климова
Сегодня 85 лет со дня рождения Элема Климова. «Несоветский человек советского времени» - так называли режиссера журналисты. Его работы почти всегда вызывали нарекания со стороны чиновников от кино, но по-другому снимать Климов не мог и не хотел.
В этот дом на Кутузовском проспекте семья Элема Климова переехала в 1955 году. Герман Климов - брат режиссёра, друг, соавтор, сценарист вспоминает: тогда на месте «Москва-Сити» была роща, где они слушали соловьёв. А их дом был последним на окраине столицы.
«Этот двор - он сейчас такой зелёный, красивый. А тогда я диск выходил метал - спортом занимался, Элем - на коньках катался: каток здесь был. С этим домом связано очень много», - вспоминает брат Элема Климова Герман Климов.
В квартире сейчас ремонт. Под ней сегодня старая сцена «Театра Петра Фоменко», а раньше располагался кинотеатр. Из окон всей семьёй наблюдали очереди на фильмы Элема Климова. На кухне разгорались жаркие споры со сценаристами первых картин режиссера – «Похождение зубного врача», «Спорт, спорт, спорт», «Добро пожаловать или посторонним вход воспрещен».
С женой, режиссёром Ларисой Шепитько Климов познакомился во ВГИКе, их называли самой яркой парой советского кино. Свадьбу играли в этом доме, регистрировались неподалёку. Спустя 16 лет они должны были переехать в другой дом. Лариса Шепитько начала в тот роковой год снимать «Прощание с Матёрой» по мотивам повести Валентина Распутина. Вместе со своей съемочной группой попала в автокатастрофу. И в новой квартире на Фрунзенской набережной станут жить уже только её муж Элем Климов и шестилетний сын Антон.
«Период творческий был очень напряженный, очень тяжелый. Потому что после смерти мамы отец продолжил и закончил её фильм "Прощание с Матёрой", который в результате стал называться "Прощание", а потом приступил к съёмкам своего шедевра – "Иди и смотри"», - говорит сын Элема Климова Антон Климов.
Фильм про белорусского мальчика, который за два дня становится седым стариком, только в Советском Союзе посмотрели 30 миллионов человек. Затем был международный прокат этой правдивой, жестокой и страшной картины. Элем Климов вспоминал, что некоторых зрителей увозили на «скорой помощи» прямо из зала. Эта лента о войне повлияла на многих западных режиссёров. Некоторые, кстати, бывали в гостях у Климовых - в этом доме.
«Он стал по сути центром притяжения кинематографической общественности - несчетное количество вечеров, друзей. И Роберт Редфорд, и Роберт Де Ниро, кто угодно - Петер Штайн, Милош Форман», - продолжает Антон Климов.
Элем Климов был тогда первым секретарем Союза кинематографистов. Из общественной жизни и кино он ушёл резко. «Стал затворником в этой квартире» - говорит сын Антон: писал стихи, книги. Уже после его смерти вышел сборник «Неснятое кино».