К 80-летию со дня рождения Алексея Германа. Продолжатели его дела

20 июля 2018 10:18
Его проекты закрывали, готовые фильмы не выпускали в прокат. Но каждая лента становилась событием. Сегодня исполняется 80 лет со дня рождения режиссера и сценариста, народного артиста России Алексея Германа. О мастере вспоминают продолжатели его дела - молодые режиссеры.

Его проекты закрывали, готовые фильмы не выпускали в прокат. Но каждая лента становилась событием. Сегодня исполняется 80 лет со дня рождения режиссера и сценариста, народного артиста России Алексея Германа. О мастере вспоминают продолжатели его дела - молодые режиссеры.

В нулевые Александр Хант учился в Питере на кинооператора. Тогда Герман снимал «Трудно быть Богом». Эта съёмочная площадка стала первым впечатлением о профессии для целого поколения молодых кинематографистов.

«Пока мы учились, съемки уже давно начались, а когда мы закончили учиться, они ещё не собирались заканчиваться. У нас занятия были на «Ленфильме», и в этот момент город, кинематографическая среда, существовали смежно с тем, что делает Герман. Постоянно на «Ленфильме» сидела массовка из этих непонятных, необъяснимых лиц, которые Герман нашел для своей работы. И мне до сих пор какие-то лица въелись в память. В его площадке чувствовалась энергия», - вспоминает режиссёр Александр Хант.

Особое воспоминание для молодого режиссера - личная встреча с Германом. Недлинная. Случайная. Незабываемая. «Видимо, я задал ему какой-то вопрос. Он сказал мне: «Сейчас приходит такое время, когда люди будут хвалиться своей глупостью. И если мы, обращаясь к студентам, хотим что-то в нашем кино сделать, мы должны быть исключительно бескомпромиссны. Во что бы то ни стало». И для меня эти слова были напутствием в профессии. Они со мной остались, прижились. Для меня Герман ассоциируется с бескомпромиссностью», - говорит режиссёр Александр Хант.

Режиссёра Алексей Попогребский - сын сценариста Петра Попогребского. Серьезное кино он смотрел с самого детства. Однажды киносеанс стал для него потрясением. «Папа мне говорит: «Сегодня по телевизору будет впервые фильм, который ты должен посмотреть». Мы садимся на диван, и начинается что-то, чего я никогда не видел. Потому что предельный реализм, предельная правда. То, что я вижу на экране, это был фильм «Мой друг Иван Лапшин». Меня совершенно захватывает. Ощущение что это не игровое, не постановочное кино. Как будто застигнутая врасплох жизнь, причем очень мощная. Необычная, с кучей подробностей. То, чего мне хотелось, но не в таком масштабе, ухватить в своих фильмах», - рассказал режиссёр, сценарист Алексей Попогребский.

Попогребский говорит, что в кино так, как Герман, с подробностями не работал никто. Метод гиперреализма, который доводился до Абсолюта, Попогребский считает ключом к фильмам Германа. Любая вещь в кадре должна соответствовать времени. «Стремление к достоверности и скрупулезности в каждой детали. Мы же знаем, он добивался того, чтобы носки были правильные. Какие могли быть только в то время - они не могли быть с резинками. Если он видел носки с резинками, которые в кадре никто в жизни не увидит, он выходил из себя. Вот такая скрупулезность у него гипертрофированная. Но есть же выражение, что одна маленькая неправда рождает неправду большую. И в кино это очень сильно заметно. Помню, у меня в кадре оказались в квартире, которая обжитая, но шторы не погладили. То есть они были из магазина, и там еще остались складочки. Я на первом дубле это заметил. Потом подумал, что сейчас уже надо торопиться, и так сойдет. Сцена вся пошла под нож. Не из-за складочек: потому что это всё просочилось, вся неправда была какая-то большая. Даже не знаю, как это получается, но есть такая мистика. Вот у Германа такого не могло быть», - рассуждает режиссёр, сценарист Алексей Попогребский.

Кинематографисты нового поколения говорят, что Алексей Герман изобрел кино. Свое особое кино. Германовский стиль - германовская правда.

20 июля исполняется 80 лет со дня рождения Алексея Германа. К этой памятной дате в эфире телеканала «Россия К» документальный сериал «Герман, сын Германа» (16-20 июля, 22:50) и художественный фильм «Трудно быть богом» (20 июля, 23:40).

Новости культуры