Сегодня исполняется 90 лет со дня рождения Майи Плисецкой
20 ноября исполняется 90 лет со дня рождения великой балерины Майи Михайловны Плисецкой. Она немного не дожила до этого юбилея, который мечтала отметить с блеском, в полную силу. Ещё весной вместе с Большим театром планировала свой праздник, сама составила программу гала-концерта. Судьба распорядилась иначе. В память о балерине на исторической сцене Большого театра сегодня и завтра пройдет гала-концерт «Ave Майя».
По желанию Плисецкой, режиссером вечера стал Андрис Лиепа, за дирижерским пультом – маэстро Туган Сохиев и Павел Сорокин. В программе концерта – три отделения. Ведущие балерины Большого, Мариинского, Михайловского исполнят фрагменты балетов из репертуара Майи Плисецкой, а также отрывки из произведений, созданных специально для великой балерины – «Гибель розы», «Болеро», «Кармен-сюита». На экране будут показаны кино- и видеозаписи выступлений Майи Михайловны. Отрывки из автобиографии Плисецкой «Читая жизнь свою…» прочтёт для зрителей Илзе Лиепа.
Какой была Майя Плисецкая в жизни и на сцене, рассказывают две выставки, которые открылись в историческом и новом зданиях Большого театра. Творческий путь балерины – от первых ролей до выступлений, юбилейных вечеров последних лет – можно проследить по костюмам и фотографиям, запечатлевшим триумф Плисецкой на сценах лучших театров мира.
Невероятная, неповторимая, божественная – для характеристики Майи Плисецкой все эпитеты недостаточны и банальны. Счастливы те, кто видел её в танце. Но аура этой личности распространялась далеко за пределы сцены. Для очень и очень многих Плисецкая стала символом свободы и не только свободы артистического самовыражения.
Многое в судьбе Майи Плисецкой сложилась не благодаря, а вопреки. Она говорила, что жизнь всегда была для нее борьбой. Дочь врагов народа, Плисецкая закончила Московское училище хореографии и в 1943 году попала в Большой театр. Азарий Плисецкий, брат балерины, один из немногих, кто знает, какой она была в жизни.
«Эвакуация в Свердловске, когда мы с ней стояли три часа в очереди, чтобы поесть в какой-то столовой. И это была Майя рядом, это была сестра», - рассказывает Азарий Плисецкий, хореограф, заслуженный артист РСФСР.
За каждым ее па следил весь мир. На ее балеты водили лидеров зарубежных держав. Она восемьсот раз станцевала «Лебединое озеро», три тысячи умирал ее Лебедь. Делая реверанс, Плисецкая оставалась спокойной и ровной, без подобострастия к сильным мира сего. Ее не взяли в Англию в 1956 году, когда труппа Большого впервые выехала за рубеж. Пять лет балерина была невыездной. Но о ее Раймонде и Китри говорила вся Москва.
«Насколько чисто, насколько точно, насколько утонченно и насколько музыкально точной она была в этом образе», - вспоминает народный артист СССР Владимир Васильев.
Она бунтовала против однотипных Одетт-Одиллий. Ей хотелось страсти. Ролан Пети поставил на Плисецкую «Гибель Розы». Признание французского хореографа она приняла с достоинством, по-королевски. Героини Плисецкой тревожили не привычной для того времени эротичностью. Ее Джульетта была полна огня и желания. Конечно, Плисецкой запретили ее танцевать.
«Министерство и люди, которые представляли тогдашнюю власть, это всё не поняли, им было это чуждо. Также было и с "Кармен-сюитой", и с "Болеро", и с "Айседорой", и с "Ледой". Мы не видели "Леду", потому что она была здесь запрещена», - говорит народный артист России Андрис Лиепа.
Мечтая о дерзкой и преступной Кармен, Плисецкая поехала на Кубу. Предложила Альберто Алонсо поставить балет на себя. Муж Плисецкой, композитор Родион Щедрин, вдохновляясь оперой Бизе написал «Кармен-сюиту». Это было ломка традиций, настоящая революция на сцене Большого. «Кармен» - единственный балет, который сделал художник Борис Мессерер с Плисецкой. На его глазах разворачивалось великое противостояние системы и Майи.
Она привыкла на сцене делать то, что она считала нужным, и отстаивать это - в трактовке образа, и в выборе темы», - отмечает народный художник России Борис Мессерер.
Героини Плисецкой не соответствовали советским идеалам. Зато балерина отлично вписывалась в мировые стандарты красоты и стиля. Она пленила Пьера Кардена и Ива Сен-Лорана. Боги моды признали Плисецкую своей музой. Карден одел героинь ее балетов – «Анну Каренину», «Чайку» «Даму с собачкой», «Марию Стюарт». Легендарный кутюрье обещал быть и на гала-концерте, посвященном памяти Майи Плисецкой в Большом.
«Для нас это очень-очень важный день, потому что нам хочется сделать так, как хотела Майя Михайловна. Мы постараемя всё так и сделать. Это важно, в первую очередь, для театра, а во вторую - для тех многочисленных зрителей, которые любили, обожали и видели Майю Михайловну, которые знали её творчество», - говорит генеральный директор Большого театра Владимир Урин.
Плисецкая околдовала самого Мориса Бежара. Великий хореограф не только дал ей право танцевать «Болеро», посвятил ей «Ave Майя». Балерина танцевала этот восхитительный номер на своем 70-летии. Казалось, она знает секрет вечной молодости, который открывается только избранным.
К 90-летию со дня рождения Майи Плисецкой наш телеканал покажет сегодня в 21:40 программу из цикла «Линия жизни». По её окончании смотрите трансляцию гала-концерта «Ave Майя» с исторической сцены Большого театра. В субботу, 21 ноября, в 13:35 в эфире нашего телеканала - программа «Я, Майя Плисецкая... Легендарные выступления». В 20:40 начнется показ документального фильма «Стихия по имени Майя».
Читайте также:
Майе Михайловне Плисецкой был посвящен выпуск программы "Наблюдатель" от 18 ноября 2015 года>>
К 90-летию со дня рождения Майи Плисецкой
В Музее имени Бахрушина представлена экспозиция о Майе Плисецкой