II Молодежный театральный форум стран Содружества, Балтии и Грузии продолжается в Минске
Практически сразу после распада СССР в Союзе театральных деятелей задумались: неужели разобщенности теперь не избежать и на театральном пространстве? Решение объединить режиссеров и актеров созрело практически моментально. А вот на его воплощение ушли годы – первый форум прошел в Молдове только в 2012 году. Зато сразу стала очевидна его необходимость. В эти дни уже Второй Молодежный театральный форум стран Содружества, Балтии и Грузии продолжается в Минске.
Большой театр Республики Беларусь – самый крупный театр в этой стране. Этот памятник архитектуры – одна из главных достопримечательностей Минска. Здание – роскошный образец советского конструктивизма. На этой главной музыкальной сцене Беларуси спектакли Молодёжного театрального форума не проходят. Но четыре крупных драматических театра Минска – площадки фестиваля – построены в том же стиле. Проезжая по широким помпезным проспектам Минска, участники немного ностальгируют. Советское прошлое, а скорее, детство – у режиссеров из Узбекистана, Грузии, Украины. Все моложе 35-ти. Член жюри актёр Андрей Кузичев уверен: куда важней корни древних культур каждой из стран-участников.
«Это всё великие страны – Казахстан, Армения... Как можно сказать, что это что-то провинциальное? Мой опыт меня наоборот убеждает, что в самой странной стране, в самом странном уголке мира и на самой необычной площадке может возникнуть то волшебство, ради которого люди занимаются театром», – утверждает он.
Театр из Таджикистана ради своего волшебства привёз с собой целый бассейн. Их философская драма «Юность Мушфики» приехала из древнейшего города Центральной Азии – Худжанд. В советское время город, кстати, назывался Ленинабад.
«Если два мужчины влюбляются в одну женщину, по обычаям таджиков, они спускались в воду и там дрались. Кто-нибудь из них остается в живых – тот будет жить с ней», – рассказывает режиссер Курбонджан Бабаджанов.
Помимо смотра спектаклей, театральный форум – это ещё и бесконечные семинары и воркшопы. На выставке сценографов – работы художников из десяти стран. Кукольные ангелы – герои Маркеса из Армении, стильный конструктивистский «Отелло» из Беларуси, яркие костюмы для знаменитой азербайджанской оперетты «Не та, так эта».
«Если этот образ старинный, старого костюма – естественно, я пользуюсь корнями самого костюма. То есть это вышивка, ручная работа, крой – у нас очень богатый костюм», – поясняет сценограф Туран Керимбейли.
Без национального костюма, зато с рекордным количеством призов национальной премии Армении «Артавазд» – спектакль «Вкус мёда». Ереванский ТЮЗ – лауреат в шести номинациях.
«Важней присутствие личности за каждым создателем. Один очень мудрый театральный педагог сказал гениальную фразу своим ученикам: "В театре было все, кроме вас". Всё зависит от личности, от того, кто это делает – неважно в какой стране он живет», – подчеркивает заслуженный артист России, член жюри Сергей Виноградов.
За семью замками хранятся пока статуэтки: Золотой, Серебряный и Бронзовый зонтики. Каждое место – это ещё и денежный приз. Режиссер-победитель может потратить его на свою следующую постановку или обучение. Насколько такая поддержка и признание важны для творцов из стран бывших советских республик – очевидно.