Вилла Савой Ле Корбюзье и Дом Мельникова стали памятниками-побратимами

18 июля 2016 19:56
Французы вошли в Москву. На этот раз – с самыми дружескими намерениями. Стартовал первый в истории русской архитектуры проект побратимства между памятниками.

Французы вошли в Москву. На этот раз – с самыми дружескими намерениями. Стартовал первый в истории русской архитектуры проект побратимства между памятниками. Вилла Савой архитектора Ле Корбюзье – она, кстати, в числе других его работ включена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО – и Дом Мельникова подписали соглашение о сотрудничестве в рамках российско-французского Года культурного туризма.

О городах-побратимах слышали все. Памятники архитектуры – побратимы появляются впервые. Два знаменитых новатора Константин Мельников и Ле Корбюзье отныне будут «дружить домами». Загородную виллу для промышленника Пьера Савой Корбюзье завершил в 1930-м, Дом Мельникова тогда год, как уже был построен.

«Сорок тысяч посетителей в год принимает наша Вилла Савой – и это очень много! Приезжают со всего мира. А ведь она у нас пустая! Дому Мельникова можно позавидовать: обстановка и дух здесь переданы буквально. Есть потомки, которые всё помнят, фиксируют, контролируют. А мы даже фотографий довоенных найти не можем», - призналась директор Виллы Савой Карин Гимбард.

Семья Мельникова и Карин Гимбард вместе посадили мельниковскую сирень – она не росла здесь двадцать лет.

«Дедушка, когда построил дом, сам занялся обустройством участка. Мы пытаемся сейчас восстановить то, как было у него. Сирень у нас росла чётко на этих местах. Такие же сорта мы подобрали», - рассказала внучка архитектора Константина Мельникова Елена Мельникова.

Дружная посадка сирени – лишь «цветочки». Впереди большая программа сотрудничества: обмен выставками и опытом, совместные семинары и публикации о реставрации двух памятников.

«Все эти дома – и Вилла Саввой и Дом Мельникова – они были экспериментальными. Строились из экспериментальных материалов. Экспериментальны решения инженерные и конструктивные, поэтому их сохранение – это очень нетривиальная задача», - отметил замдиректора Музея архитектуры имени Щусева Павел Кузнецов.

Мельников говорил: красота и форма - прежде всего. Корбюзье с ним не совсем соглашался: «Дом – это машина для жилья», – считал архитектор-функционалист. Ленточное застекление по всему фасаду – у одного, шестиугольные окна, похожие на пчелиные соты, – у другого.

Что же общего можно найти между Домом Мельникова и Виллой Савой Корбюзье? Прежде всего, это цвет фасадов – исключительно белый. Во-вторых, форма зданий: геометрическая и минималистичная – без каких-либо деталей. И в-третьих, оба архитектора внутреннюю планировку задумывали абсолютно свободной.

Ни одной несущей стены – дома на внутреннем каркасе. Важны общие подходы и принципы Мельникова и Корбюзье. Популяризация их имён в России и Франции – суть побратимства двух музеев. Кстати, архитекторы встречались и много дискутировали. А познакомились в 1925 году в Париже. Мельников приехал контролировать сборку своего павильона для Всемирной выставки. Корбюзье позже написал: лишь один павильон достоин внимания – СССР.  

Новости культуры

Год культурного туризма России и Франции>>>