Уникальные костюмы артистов Большого театра можно увидеть на выставке

20 июля 2016 11:01
Художница Елена Зайцева создала сценические наряды к более чем к 50 постановкам, получившим признание и публики, и критиков. Экспозиция «Сказочное наследие» развернута в усадьбе Федора Шаляпина.

«Сказочное наследие» – так называется выставка в усадьбе Федора Шаляпина. Экспозиция впервые представляет уникальные костюмы артистов Большого театра – плод творчества художницы Елены Зайцевой. Её руками созданы сценические наряды к более чем к 50 постановкам, получившим признание и публики, и критиков.

Костюмы Руслана и Людмилы, выполненные в XXI веке, а рядом – шелковый халат, в котором в роли Ивана Грозного в опере «Псковитянка» на сцену Большого театра выходил Федор Иванович Шаляпин.

«Именно Шаляпин считается, он не являлся, конечно, родоначальником сценического костюма, но он – родоначальник театрального действа на сцене», – рассказывает генеральный директор Всероссийского музейного объединения музыкальной культуры имени Глинки Михаил Брызгалов.

Костюмы к испанской мелодраме «Пахита» – образцу классического балетного искусства – в XXI веке воспроизвели по эскизам позапрошлого столетия. Пачки опущены вниз, как тогда диктовала мода. Елена Зайцева украсила их черным кружевом – приблизила к барочным кринолинам.

«Самое главное, пожалуй, пожелания режиссера-постановщика и хореографа-постановщика, потому что театр – это такое коллективное искусство, невозможно, чтобы художник делал что-то свое», – объясняет художник по костюмам, заведующая художественно-костюмерной частью Большого театра Елена Зайцева.

Эскизы костюмов, выполненные на бумаге гуашью, стоит перевести взгляд – материализуются. Вот «Драгоценности» Джорджа Баланчина сверкают и переливаются под светом софитов – бархат, атлас, стразы. Под музыку трех композиторов – Форе, Стравинского и Чайковского – мерцает трио – изумруд, рубин и бриллиант и соответствующие им костюмы. Женским образам Елена Зайцева добавила игривые головные уборы.

«Единственное требование, которое было высказано Фондом Баланчина, чтобы костюмы силуэтно соответствовали образцу. То есть, первое отделение "Изумруды" – шопеновская юбка, второе – "Рубины" – короткое платьице, и третье – пачечный костюм, символизирующий русский балет», – отмечает Елена Зайцева.

Артисты балета, которых можно видеть на выставке, без движения, одеты в костюмы оперных певцов. Это манекены. Но музыка, которая пронизывает все пространство музея, добавляет им жизни.

Новости культуры

Читайте также:

"Модельер, которому верил Станиславский": выставка открыта в Музее моды