Исполняется 85 лет со дня рождения режиссера-документалиста Феликса Соболева

25 июля 2016 10:41
Его ленту «Дерзайте, вы талантливы» сравнивали с «Репетицией оркестра» Феллини, а сам Соболев без ложной скромности признавался, что способен снять интересный фильм на основе телефонной книги и даже календаря.

Сегодня исполняется 85 лет со дня рождения режиссёра-документалиста Феликса Соболева. Его творческий почерк называли «сплавом фундаментальной науки и личных эмоций». «Конечная цель для меня ничто. Мне интересен путь к ней», - говорил режиссёр и принимал участие во всех психологических экспериментах, которые показывал в своих фильмах. Его ленту «Дерзайте, вы талантливы» сравнивали с «Репетицией оркестра» Феллини, а сам Соболев без ложной скромности признавался, что способен снять интересный фильм на основе телефонной книги и даже календаря.

Как заставить человека говорить то, что надо вам? Называть чёрное белым, солёное сладким, женщину мужчиной? Ответ в фильме «Я и другие» Феликса Соболева. Говорят, ещё несколько десятилетий назад некоторые учебные заведения использовали ленту как пособие по манипуляции. Правда, сам Соболев и экспериментатор-психолог Валерия Мухина, создавая картину, преследовали совсем другие цели. 

«Смотри, ты сам за себя несёшь ответственность. Будь бдителен», - говорит психолог, академик РАО и РАЕН, доктор психологических наук, профессор, заслуженный деятель науки России Валерия Мухина. «Парень дал конформную реакцию на белые-чёрные пирамидки. Мы не ожидали! Это правда! - комментирует Мухина фильм Феликса Соболева «Я и другие». - Это не подставное. Феликс умел добыть какие-то образы и через них нам подать. Он записывал огромное количество материала и выбирал то, что в качестве визуального образа будет воздействовать на зрителя. 

Феликс Соболев открыл новый элемент киноязыка – сделал научный эксперимент частью драматургии, поднял проблемы социологии и социальной психологии в кино. Тогда эти направления не особо и жаловали. Соболев раздвинул представления о том, как и о чём может говорить неигровое кино, насколько сложные темы затрагивать. В своих лентах он уводил зрителя за горизонт, открывал ему невероятный мир животных и насекомых. Как, например, в фильме «Думают ли животные».

«Идея текущая и есть сверхидея – она скрыта. И когда я читаю книгу или смотрю фильм, и вдруг меня озаряет, как-будто это я открыл, а на самом деле умный режиссёр, умный творец подводит моё сознание к тому, что это открытие состоялось. Феликс такого плана творец», - говорит Валерия Мухина.  

Требовательный и бескомпромиссный к себе и окружающим. Его мастерская научного кино в Киевском государственном институте театрального искусства имени Карпенко-Карого считалась очень жёсткой: всего пять человек набрали, закончили и того меньше. В их числе - продюсер и режиссёр Александр Роднянский. Вспоминает, что Соболев считал необходимым испытывать студентов, чтобы проверить до какой степени они самоотверженно готовы служить тому, чему он служил сам. Потрясённый такими лентами, как «Язык животных», «Думают ли животные», ученик Соболева - Роднянский - работал у мастера ассистентом в фильме «У истоков человечества». 

«Драматургично, увлекательно с сопереживанием, с включением. Эти картины потрясли меня, прежде всего, как мальчишку и человека, который должен, мне кажется, это очень важное чувство любого человека, которое он дарил взрослой аудитории – наличие тайны рядом, которая адресуется ребёнку внутри тебя», - говорит режиссёр, продюсер, медиаменеджер Александр Роднянский. 

Феликс Соболев прошёл собственную киноэволюцию. Кажется, барьеры в познании действительно исчезали в его фильмах.

Памяти Феликса Соболева на нашем телеканале сегодня будет показан документальный фильм из цикла «Острова». Начало в 19:45.

Новости культуры