Генпрокуратура продолжает проверку деятельности Международного центра Рерихов
Мы уже сообщали об инициировании Министерством культуры проверки Генеральной прокуратурой деятельности Международного Центра Рерихов. Это далеко не первое обращение за последние годы. Претензий накопилось более чем достаточно: и к эксплуатации здания, и к условиям хранения коллекции. В какой стадии сейчас это противостояние и есть ли выход из сложившейся ситуации?
Задолженность по выплате заработной платы сотрудникам за 2015 год − более 9,5 миллионов рублей. Неудовлетворительные условия хранения экспонатов: в подвале усадьбы Лопухиных, где расположен Центр, – грибок. Фотографии, предоставленные «Новостям культуры» Минкультом, были сделаны в апреле. Съемочная группа в сопровождении оперативного управляющего – представителя Музея Востока – пыталась проверить состояние здания. Руководство Центра Рериха журналистов в подвал не пустило.
«У них ненадлежащий учетно-хранительский контроль. Книги поступлений в Международном Центре Рерихов существуют, а инвентарные книги – так называемые книги "второго учета" – их просто нет. Это не незначительные придирки, а ровно 50 процентов музейного законодательства», − говорит заместитель директора Музея Востока Тигран Мкртычев.
«Недочеты в работе есть везде. И мы от них не отказываемся. И ежемесячно подаем отчеты по выполнению этого плана в прокуратуру. Наши недочеты известны прокуратуре, Министерству и Музею Востока. Но то, что заявляли, что здесь чего-то не хватает, что могут быть кражи, утечка, это проверяли», − объясняет и.о. генерального директора Международного Центра Рерихов Наталья Черкашина.
С 2014 года два строения усадьбы Лопухиных – в безвозмездном пользовании Центра Рерихов. Минкульт обнаружил самострой на территории федерального памятника. Центр же не предоставил документов ни на памятник Рерихам, ни на буддистскую ступу, ни на строение номер пять, которое журналистам, кстати, тоже не показали – оно есть на фотографиях, имеющихся в распоряжении Министерства.
«Это здание с полнопрофильным подвалом, мансардой, которое не имеет никаких документов и никакого адреса, − в 800 метрах от Кремля», − сетует заместитель директора Музея Востока.
«Все документы по недвижимости были переданы, к нам вопросов никаких не осталось. Это официально было проведено 2 месяца назад», − отвечает на претензии начальник службы безопасности Международного Центра Рерихов Виктор Байда.
Пока обсуждаются частные вопросы, обе стороны конфликта четко формулируют свои задачи.
«Музей пытаются выселить из усадьбы Лопухиных и забрать наследие Рерихов, которое передано нам Святославом Николаевичем по завещанию. Мы будем отстаивать наше право на это наследие», − настаивает Наталья Черкашина.
«Министерство культуры предполагает создать на базе усадьбы Лопухиных государственный музей Рерихов, который бы объединял в себе все наследие семьи Рерихов, завещанное Святославом Николаевичем Рерихом», − утверждает советник министра культуры России Кирилл Рыбак.
Наследие – это более пятисот картин и других музейных предметов, переданных Святославом Рерихом в 1989 году в Советский Фонд Рерихов. Международный Центр Рерихов называет себя его правопреемником. Минкультуры показывает решение суда о том, что МЦР таковым не является, равно как не является наследником семьи Рерихов. Судебные тяжбы длятся уже более 16 лет. Ситуация вокруг наследия философов остается стабильно тяжелой.