Выставка "Простые названия, избранные синонимы" открылась в Аптекарском огороде
Проект «Простые названия, избранные синонимы» параллельной программы V Московской международной биеннале молодого искусства представлен в Аптекарском огороде в Москве. В названии использована часть подзаголовка работы шведского ботаника Карла Линнея – «Виды растений». Однако данному проекту понятия «классификация», «определение» чужды. Они меньше всего волнуют участников, для которых даже названия экспонатов ничего не говорят об их сути. Чем же занимаются молодые художники?
«Название не имеет значения» – гласит вывеска у первого же арт-объекта. Разбираться во всем, действительно, большого смысла нет. «Сифонофора», «Self emptiness», «Floris Pellucidum» – названия, звучащие как заклинания, лишь запутывают зрителя. Кураторы выставки задаются вопросами: нужна ли атрибуция современному искусству и насколько объект с названием помогает его понять?
«Эксперимент, который мы проводим, это своего рода игра с живым и неживым. Идея биоразнообразия в данном случае заключается в узнавании живого в неживом, а неживого – в чем-то вполне самостоятельном», – объясняет куратор выставки Влад Кульков.
Художник Денис Патракеев объясняет: объект искусства – неживое, но мыслящее и мыслимое, субстанция, создаваемая усилием автора и зрителя. Чтобы это доказать, он установил в оранжерее миски с водой и солью: он уверен, что именно благодаря добрым мыслям соль кристаллизуется и превращается в произведение искусства.
«Соль, по различным мифологическим образам, читает информацию. Люди приходят, говорят: "Как красиво". И произведение создается в поле радости и гармонии», – поясняет художник.
У художницы Саши Фроловой объект – надувной, из термополиуретана. Она называет его нежно - «прозрачный цветок из сада будущего» и признается, что вписать футуристическое произведение в естественный природный контекст было нелегко: «Никогда не знаешь, как себя поведет надувная форма, и как она будет жить, и что с ней будет происходить. Это чистый эксперимент. Хотелось аккуратно вписать объект, чтобы он не перетягивал на себя внимание, чудесно рождался из-за куста и органично смотрелся в саду».
Свои произведения художники называют «культур-натур», то есть искусство, находящееся в диалоге с природой. В качестве яркого примера приводят инсталляцию «Древо-зверь»: на сломанном дереве – натуральный мех ондатры. Насколько органичны все эти объекты – здесь есть и кентавр, делающий селфи, и вязанные мешочки, свисающие с деревьев, – решать посетителям. К слову, разглядеть их в зарослях кустарников не так легко.